МАРКЕТИНГ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Маркетинговые исследования производственных объектов - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой (предприятием) маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Типовая схема маркетингового исследования представлена на рис. 1.

Фирма может заказать проведение маркетинговых исследований производственных объектов несколькими способами. Мелкая фирма может обратиться с просьбой спланировать и провести такое исследование к студентам или преподавателям местного колледжа, а может и нанять для этого специализированную организацию.

Многие крупные компании (более 73%) имеют собственные отделы маркетинговых исследований [1].

Порядок проведения исследований рынка отображен на рис. 2.

Исследователи маркетинга постоянно расширяют поле своей деятельности. Приведем наиболее типичные решаемые ими задачи: > изучение характеристик рынка недвижимости;

> замеры потенциальных возможностей рынка недвижимости;

> анализ распределения долей рынка недвижимости между фирмами;

> анализ продаж объектов недвижимости; > изучение тенденций деловой активности;

> изучение деятельности конкурентов; > краткосрочное прогнозирование;

> долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

Со второй половины 2001 г. возросло число желающих построить промышленные, складские и логистические объекты.

В структуре рынка промышленных объектов выделяются предприятия машиностроительного, химико-лесного, индустриально-строительного комплексов, отраслей легкой промышленности.

Несмотря на то, что промышленное производство Москвы в 2002 г. достигло примерно 53% от величины 1990 г., регион столицы является самым важным промышленным центром Российской Федерации. В 2002 г. здесь было произведено более шестой части ВВП России [4, с. 15]. В связи с этим возникает необходимость подготовки мест для размещения производственных предприятий.

Строительная активность в этом секторе рынка недвижимости связана с необходимостью обновления производства, обусловленной цикличностью развития экономики, а также программами развития экономики России.

Примером может служить итальянский проект "Промышленная зона Липецка" с объемом инвестиций в размере 100 млн. долл. США [4, с. 65].

Рынок площадей "международного стандарта (уровня)" под размещение складов, организации промыслов (ремесел) и промышленных предприятий по-прежнему характеризуется большой нехваткой отвечающих спросу предложений. Благоприятствующим для данного сектора рынка недвижимости фактором является реализация "Программы обеспечения зон для размещения промышленных объектов", в рамках которой предприятия из города выводятся в Московскую область.

В настоящее время в Москве 1/5 площади составляют промышленные зоны. С 1999 г. из центра города было выведено 285 предприятий и около 180 га земли были возвращены в хозяйственный оборот [5, с. 17].

До 2005 г. 20 предприятий должны освободить центральный район "Замоскворечье". Среди них фабрика "Рот Фронт", заводы "Электрон", "Коммуна" и др. [5, с. 19].

Многие приватизированные российские фирмы не занимают объекты недвижимости, необходимые для производства, так как они не имеет права ими распоряжаться. Фактор неуверенности и нестабильности для таких производств достаточно велик: фирмы не могут строить планы в части управления своей недвижимостью, так как любой проект, касающийся нового строительства и модернизации фонда недвижимости, соответствующий спросу, подлежит согласованию с государственными органами, имеющими право на распоряжение.

Рынок складских помещений в 2003 г. по-прежнему оставался наименее развитым сектором недвижимости. Например, общая площадь складских помещений в Москве составляет 1,2 млн. м2, их них только 280 000 м2 отвечают международным стандартам. Еще около 300 000 м2 представляют собой реконструированные помещения советских времен, техническое оснащение которых соответствует минимуму международных стандартов [6, с. 32].

Большинство современных складских помещений в Москве предлагается логистическими компаниями, предоставляющими услуги по таможенной очистке. Производители товаров народного потребления заинтересованы в хранении товара именно на таких складах, так как это освобождает их от долгосрочных обязательств по аренде помещений определенного метража. В результате экономического роста и увеличения промышленного производства в 2000-2004 гг. спрос на складские помещения достиг и превысил докризисный уровень [6, с. 32].

Спрос на складские помещения будет зависеть от многих факторов микро- и макроэкономики, включая осуществление принятых изменений в сфере таможенного законодательства, темпы развития сектора торговых помещений, стабильность рубля, возможное вступление России во Всемирную Торговую Организацию и т. д. Например, в Москве наибольшим спросом для хранения товаров народного потребления пользуются складские помещения, находящиеся за чертой города (МКАД), предлагаемые компаниями, оказывающими услуги в области логистики. Бурный рост торговых сетей также влияет на увеличение спроса на складские помещения. В то время как российские торговые операторы отдают предпочтение складским помещениям среднего и низкого уровня, главным образом, из-за их низкой стоимости, крупнейшие иностранные торговые компании и ведущие российские торговые операторы понимают необходимость эффективной организации складских площадей и занимают большую часть появляющихся современных складских помещений [6, с. 34].

Объем предложений на рынке складской недвижимости остается довольно низким. В 2004 г. две крупнейшие компании, оказывающие услуги в области логистики, - FM Logistics и NLC - сохраняют лидирующее положение на рынке по объемам вводимых в эксплуатацию помещений класса А. Данные помещения будут строиться, однако, под клиентов данных компаний. Строительство новых помещений в 2004 г. будет осуществляться также и несколькими крупнейшими международными девелоперами и иностранными частными инвесторами. К концу 2004 г. ожидался ввод в эксплуатацию около 125 000 кв. м. складских помещений, а еще 100 000 кв. м. будут находиться в процессе строительства. Однако в случае, если иностранные девелоперы будут вынуждены отложить окончание строительства новых помещений, объем нового предложения останется по-прежнему низким [6, с. 34].

Внутренняя территориальная структура рынка промышленных объектов Северо-Западного района характеризуется значительной дифференциацией. Основная часть производственных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербургском хозяйственном комплексе (Санкт-Петербург и Ленинградская область), на долю которого приходится более 70% всех промышленных объектов недвижимости [3].

Этому способствуют мероприятия по сдерживанию роста города на основе совершенствования его структуры и углубления специализации. Одним из действующих средств решения этой проблемы является процесс создания филиалов предприятий, размещенных в Санкт-Петербурге, в Псковской и Новгородской областях, а также вывод из Санкт-Петербурга непрофилирующих и экологически вредных производств, цехов. Несмотря на ускоренные темпы развития промышленности в Новгородской, Псковской областях и увеличения их доли в производстве района, роль этих областей на рынке промышленной недвижимости остается сравнительно небольшой.

Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Многие машиностроительные предприятия по своей величине, техническому оснащению, квалификации рабочих и инженеров, назначению производимой продукции пользуются мировой известностью. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются Кировский завод, выпускающий мощные тракторы, завод "Электросила", производящий мощные генераторы для тепловых и гидравлических электростанций, Ижорский завод (Колпино). К ним относятся и Невский металлургический завод, крупнейшие предприятия тяжелого, прежде всего, энергетического машиностроения. Они производят уникальные штучные и малосерийные машины, отличающиеся повышенной металлоемкостью, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы. Адмиралтейский в Санкт-Петербурге и Выборгский заводы производят уникальные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовные и научно-исследовательские суда. В Санкт-Петербурге созданы оптико-механическое объединение "ЛОМО", выпускающее различную продукцию, объединение "Светлана", производящее электронное оборудование, станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, приборостроения, вычислительной техники. Центры машиностроения созданы в Пскове и Новгороде и в других городах. Они тесно связаны кооперацией с машиностроительными предприятиями Санкт-Петербурга. В основных центрах машиностроения - Санкт-Петербурге, Пскове, Новгороде - производится свыше 950 видов продукции для вооруженных сил [3].

Особенность машиностроительного комплекса - в том, что 72% предприятий и объединений представляют ОПК России. Это такие предприятия, как Кировский, Ижорский, Невский, Балтийский, Адмиралтейский, Металлический заводы и объединения: НПО Ленинец, Электросила, Русский дизель и др.

В 2000 г. в Санкт-Петербурге было 199 предприятий и организаций ОПК, в том числе: судостроения - 30 НИИ (КБ) и 27 промышленных предприятий; радиоэлектроники, соответственно, 46 и 54; машиностроения - 24 и 17. Из 199 НИИ (КБ) и заводов 80 являются государственными и 119 - акционерными. По ориентировочным расчетам, объем производства на предприятиях ОПК в 2000 г. составлял лишь 9-11% от уровня 1990 г. [2].

Состояние малого предпринимательства в территориальном аспекте на Северо-Западе России дает информация, содержащаяся в табл. 1.

Таким образом, можно сделать вывод, что маркетинговые исследования рынка производственных объектов должны базироваться на методах анализа экономической конъюнктуры, структуры рынка и его сегментов.

***

Литература

1. И. Я. Злобин. Организация производства и маркетинг в условиях рынка. СПб.: ВАТТ, 1993. 240 с.

2. Ф. Ф. Рыбаков. Северо-Западный федеральный округ - новое административно-территориальное образование современной России//Мост. 2001. N 44. С. 25-27.

3. Экономическое состояние Северо-Западного федерального округа.//Военно-экономический вестник. 2002. N 2. С. 19-30.

4. Aengevelt-Research. City Report. Region Moskau. M.: Aengevelt, 2003/2004. N X. 74 p.

5. Aengevelt-Research. City Report. Region Moskau. M.: Aengevelt, 2004/2005. N XI. 88 p.

6. The Russian Property Markets. M.: Noble Gibbons, 2004. 40 p.

[Графические материалы:

Таблица 1 Количество малых предприятий на 1000 человек населения на 1.01.2000 г. (Источник: А. Б. Крутик, М. В. Решетова, Е. Г. Никольская. Инновации и инвестиции в предпринимательстве. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003)

Рис. 1. Типовая схема маркетингового исследования

Рис. 2. Порядок проведения исследований рынка

Материал доступен в бумажной версии издания]

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости