Импульс развития

дают крупные выставки фирмам и предприятиям региона

От ВДНХ к бизнес-выставкам

Ярмарка на Руси - это одновременно дело и праздник, целый пласт нашей истории. На Нижегородской ярмарке выступали Шаляпин и Собинов, выставлялись картины передвижников. По итогам торгов на этой ярмарке определялись мировые цены на хлеб. В XIX веке в России появились промышленные выставки, на них бурлила деловая жизнь. После революции и периода нэпа выставки потеряли свое основное назначение и долгое время были только пропагандистской витриной. ВДНХ в Москве и в регионах демонстрировали изобилие, а рядом в магазинах - полупустые прилавки и "хвосты" за всеми товарами. Но жизнь диктовала необходимость развития внешней торговли, которая немыслима без участия в международных выставках и проведения их у себя в стране. Так 46 лет назад был создан "Экспоцентр". В новую эпоху в выставочный бизнес включились многие организации. Тысячи выставок проводятся в стране ежегодно. Но лидером по-прежнему остается "Экспоцентр". Именно на этой площадке проходит большинство самых известных за рубежом и в российских регионах выставок.

Можно говорить без преувеличений - пульс деловой жизни страны бьется в "Экспоцентре". В центре Москвы разместились восемь современных павильонов. На очереди ввод еще одного. А в ближайшей перспективе - десятого, одиннадцатого.

И если бы кто-то взялся подсчитать, сколько и на какую сумму контрактов заключено в "Экспоцентре" в рамках проведения выставок, подозреваю, что сумма перевалила бы за многие миллиарды. Впрочем, цифру эту никто, даже генеральный директор "Экспоцентра" Владислав Малькевич, назвать не сможет. Ибо заключение контрактов и их условия есть коммерческая тайна. Да и представление, что прямо на выставке, в павильонах, партнеры бьют по рукам, - неверное. Подготовка к контракту - длительный процесс, требующий серьезной предварительной работы: экспертных оценок, маркетинговых исследований и прочая и прочая. Но импульс к сближению интересов дает именно выставка. Она выступает своеобразным деловым сводником. И уж таких импульсов "Экспоцентр" дал за свою историю точно тысячи.

Феерическое зрелище

Сегодня в выставочном комплексе на Красной Пресне ежегодно проводятся более 80 выставок. Порой они напоминают феерическое зрелище, особенно когда представляют свою продукцию машиностроители - в эти дни здесь разворачивается, в прямом смысле слова, действующее производство: все станки и образцы техники находятся в рабочем состоянии и способны демонстрировать свои возможности.

И сам "Экспоцентр" являет собой средоточие современных технологий выставочной деятельности.

Автономные системы электро- и теплоснабжения, кондиционирования, связи обеспечивают надежную работу всех выставочных мероприятий.

Ну а такие "мелочи", как наличие самых современных средств связи и телекоммуникаций, трансформерные возможности демонстрационных залов, профессиональная служба переводчиков, масса других необходимых услуг для участников и посетителей выставок, - это просто не обсуждается. Это норма.

Ностальгия по настоящему

Экономический рост, основанный на рыночных механизмах, неизбежно вызывает у производителей, будь то зарубежные, будь то отечественные, потребность тянуться к лучшим промышленным достижениям и одновременно представлять свои ноу-хау.

Можно бесконечно ностальгировать о прошлом, охать и ахать о разваленной экономике, о разрушенных связях, но факт очевиден: буквально в два раза за последние пять лет выросло число российских экспонентов на международных выставках "Экспоцентра". Один лишь пример: если на выставке "Продэкспо" в 1994 году было представлено 75 отечественных производителей, то в этом году их было 1181. А всего в выставках "Экспоцентра" в прошлом году участвовали почти 16 тысяч российских производителей из всех регионов России. Причем очевидна тенденция - если раньше представлялись в основном посредники, в лучшем случае предприятия так называемой отверточной сборки, то сегодня стабильно растет доля самих производителей качественной продукции, которая способна конкурировать с зарубежными аналогами. И все активнее идет на крупные международные выставки региональный бизнес. На выставке "Мир детства" рядом с известными зарубежными фирмами достойно встали в последние годы "игрушечных" дел мастера из Ростова-на-Дону и Карачаево-Черкесии. Выставка "Склад. Транспорт. Логистика" приросла сибиряками и уральцами. Некоторые регионы формируют единый отраслевой стенд на выставках. Так, предприятия Мордовии продемонстрировали весь спектр электрооборудования на едином региональном стенде на выставке "Электро" в этом году и уже готовятся расширить свое участие на будущий год. И это неудивительно - до 80 процентов экспонентов в ходе выставок "Экспоцентра" за эти 4 - 5 дней находят новых партнеров, многие даже заключают сделки.

Управляй репутацией

У этого феномена есть еще одно объяснение. Его прокомментировал мне генеральный директор "Экспоцентра" Владислав Малькевич:

- Опросы показывают: 40 процентов экспонентов, в том числе зарубежных, ведущим стимулом для участия в выставках "Экспоцентра" считают их престижность. В последние годы появилось даже профессиональное понятие - "управление репутацией". Многие российские компании стремятся повышать стоимость своих нематериальных активов через участие в крупнейших отраслевых выставках. Участие в выставках "Экспоцентра" стало для них обязательным условием оценки уровня корпоративного управления, подготовки товаров к сертификации на соответствие международным стандартам качества, а для многих - важным этапом подготовки к выходу на фондовый рынок.

То есть присутствие в выставочных павильонах "Экспоцентра" имеет как имиджевую, так и экономическую мотивацию.

Неудивительно, что многие выставки "Экспоцентра" становятся едва ли не главным экономическим событием года в стране. Например, выставка "Мебель" собирает всех, кто связан с этой бурно развивающейся отраслью, - от руководителей ведомств и органов власти регионов до представителей мебельных фабрик, торговых компаний, проектировщиков и дизайнеров.

Вместе с корифеями

Большинство выставок "Экспоцентр" проводит под патронатом Торгово-промышленной палаты.

Нередко деловыми партнерами выступают федеральные министерства, крупные отечественные компании.

На самом деле организация выставок - весьма сложный технологический процесс. Ведь в ярмарках и смотрах участвуют сотни, а порой и тысячи экспонентов. Да еще с весьма специфической продукцией - от новейших большегрузных автомобилей, образцов космической техники до миниатюрных плазменных моделей. Каждый раз надо без проволочек решать проблемы с таможенным сопровождением, с доставкой, с монтажом, рекламой, переводом, предусмотреть и учесть множество других деталей и мелочей. Даже имея богатейший выставочный опыт, в одиночку справиться с этой махиной проблем непросто. Поэтому на паритетных началах соорганизаторами выставок "Экспоцентра" часто выступают зарубежные коллеги-выставочники. И это нормально. Эффективное развитие международного выставочного бизнеса сегодня немыслимо без сотрудничества и взаимной поддержки.

Интересный факт: уже 15 международным выставкам "Экспоцентра" присвоен сертификат Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) - знак признания, означающий, что выставка отвечает высочайшим стандартам этой престижной организации, объединяющей крупнейшие выставочные организации из 75 стран мира.

Вирус выставки

Для многих бизнесменов из регионов "Экспоцентр" - дом родной. Единожды попав на "свою выставку", они становятся ее приверженцами, ощущают реальные результаты. И потом каждый год встречаются там с коллегами и партнерами. Но не только они. Многие бизнесмены, специалисты приезжают, чтобы посмотреть новинки, установить контакты с экспонентами, поучаствовать в семинарах. По мнению директора выставки "Химия" Татьяны Зиновьевой, последняя выставка показала, что в регионах есть много фирм, особенно среди среднего и малого бизнеса, которым надо помочь найти показать потенциал, привлечь к ним внимание. Лучшей возможности, чем крупные известные выставки, мир пока не придумал. Интернет не заменяет прямого общения, осмотра продукции, сложных подчас переговоров. Мудрость "Лучше один раз увидеть" подтверждают выставки "Экспоцентра".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости