Интервью. На вопросы "Ф." о перспективах открытия предприятия по сборке автомобилей Nissan в России, о финансовых итогах прошедшего года и планах на будущее ответил гендиректор "Ниссан Мотор Рус" Тору Сайто.
- Господин Сайто, чем порадовал российский рынок в прошлом году?
- По итогам 2005 года мы реализовали в России 46, 5 тыс. машин вместо запланированных 40 тыс. С учетом того, что 2004 год мы закрыли на цифре 28, 5 тыс., рост наших продаж составил 60%, в то время как прогнозы по рынку новых иностранных автомобилей предусматривали 30-процентный рост. Но я рад тому, что мы "ошиблись" в цифрах. Безусловно, позитивным моментом стал общий рост российского авторынка: я думаю, он составит процентов 50. То есть наш рост продаж обгоняет рост рынка.
- Довольно осторожный план вы составили.
- Согласен, прогноз достаточно консервативен. Но определенная доля риска здесь присутствовала: ведь цены на нефть, допустим, оказались гораздо выше, чем предполагалось.
- За счет чего удалось, как вы сказали, обогнать рынок?
- Это непросто сформулировать, потому что бизнес сложный, в него вовлечено много людей. Один из важнейших моментов - выход на рынок новых продуктов: внедорожника Pathfinder, кроссовера Murano, пикапа Navara, спортивного купе 350Z. Но и другие составляющие любого бизнеса сыграли роль: расширение дилерской сети, ценовая политика, реклама, логистика и т. д.
- А справятся ли сервисные центры с возросшей нагрузкой?
- Вы коснулись важной проблемы. Мы сейчас озабочены этим вопросом. Это не означает, что критическая ситуация уже наступила. Но именно сегодня нужно предпринять необходимые меры, чтобы не допустить ее возникновения в будущем. Возможно, это будет увеличение количества рабочих часов, введение дополнительных смен, привлечение новых механиков - то есть максимальное использование возможностей. Однако нельзя забывать и об оптимизации процессов. Чтобы исключить ситуацию, при которой нужные для прохождения техосмотра запчасти потребуется заказывать на заводе за границей, мы открыли в Подмосковье свой склад запчастей. А механики, работающие в сервисных центрах, постоянно проходят тренинги по новейшим программам.
- Механики и административные работники - это, как правило, россияне? Или Nissan предпочитает привозить своих специалистов?
- Зачем? Российские инженеры и механики достаточно высококвалифицированны. А если речь идет о менеджерах дилерских центров, то они тоже русские: европейцу или японцу общаться с покупателем помешает языковой барьер.
- Какой рост продаж вы прогнозируете на 2006 год?
- Прежде чем составлять такие планы, нужно оценить, как будет развиваться рынок. Мы снова запланировали увеличение продаж на 30%.
- Те самые 30, которые превратятся в 50?
- Я думаю, это все-таки реальные 30 процентов. Сложно что-то точно предсказать, но на всех растущих рынках мы наблюдали подобную ситуацию: быстрый рост сменялся последующей стабилизацией спроса. Так будет и в России. Поэтому для крупных компаний важным является не только объем продаж, но и прибыль. Мы ориентированы на развитие товарооборота.
- За счет продажи более дорогих машин?
- В том числе. Тем более что здесь на них есть спрос. Россия открыта для рынка внедорожников, здесь на них приходится 22% спроса, тогда как в Европе - всего 5%. Я сам передвигаюсь по Москве на Murano. У нас сейчас действительно сильная линейка полноприводных автомобилей. Увеличение объема продаж - не самое сложное из того, что можно сделать для продвижения марки. Мы можем достичь этого, снижая, например, цены на Almera или Micra. Но наша цель - сбалансированный модельный ряд. Сегодня нам удалось достичь этого равновесия.
- Планируется ли что-то делать с дизайном Almera? Ее ближайшая "соратница" Primera выглядит гораздо более современно...
- Мы не собираемся что-то менять во внешности одной из ведущих моделей, по крайней мере в ближайшее время. Она создавалась как авто для широкого круга покупателей. Ее дизайн я бы охарактеризовал как практичный. Более смелые линии могут отсечь значительное количество потенциальных покупателей. За последний год мы продали более 20 тыс. машин этой модели и довольны результатом.
- А как продается представитель В-класса - Micra? Людей не отпугивает его довольно высокая стоимость ($12990-18530. - "Ф.") и чисто женское "начало"?
- Это абсолютно дамская и действительно недешевая машина. Уникальный дизайн - это ее сильная сторона. Вы знаете, исследователи рынка пришли к выводу, что мнение женщины играет ключевую роль при выборе любого автомобиля - для себя, для семьи, для мужчины. Целевая аудитория Micra не вызывает вопросов. Она неплохо продается (2973 штуки по итогам 2005 года. - "Ф."), и я думаю, что если бы дизайнеры решили выполнить ее в стиле унисекс, возможно, она затерялась бы среди подобных изделий.
- В этом году Nissan официально начнет продажи своего второго брэнда Infiniti. Между тем "серые" машины этой марки уже года три ездят по московским улицам. Вы не опоздали?
- Я был удивлен, когда увидел, сколько здесь Infiniti. По официальным данным (а они весьма приблизительны), в Москве около 700 машин ввозится в год. На мой взгляд, их владельцы - очень смелые люди. Во-первых, они переплачивают за авто при его покупке, во-вторых, большая проблема - запчасти при отсутствии официальных дилеров, в-третьих, все эти машины предназначены для американского рынка, то есть технически не рассчитаны на российские условия эксплуатации. Автомобили, которые поступят в официальную продажу в конце текущего года, будут адаптированы для России, и это требовало времени, вот почему мы не вышли на рынок раньше. Кроме того, нужно было подготовить отдельную дилерскую сеть - через салоны Nissan Infiniti продаваться не будет.
- В конце прошлого года ряд СМИ сообщил о том, что Nissan собирается начать строительство своего завода в Челябинске. Можно об этих планах поподробнее?
- Таких планов нет! Это не более чем слух. Дело было так: в июле мы приехали в Челябинск - у нас был проект по Уральскому региону. И на пресс-конференции был задан вопрос о планах компании насчет сборки машин в России. Мы ответили, что пока думаем об этом. Но я не знаю, откуда взялась информация, что "да" и что "в Челябинске". Что касается вопроса в принципе, безусловно, Nissan изучает и такой вариант расширения своих инвестиционных возможностей. Но мне все равно непонятен этот ажиотаж почему от нас все ждут открытия завода?
- Наверное потому, что многие ваши конкуренты уже сделали это.
- А так ли это необходимо в стране, где ввозные пошлины отнюдь не столь внушительны, как, допустим, в Китае? Вот там создание сборочных предприятий действительно оправданно. В России же нет ограничений на ввоз автомобилей. Заплатил пошлины - вези сколько хочешь. Иметь завод для того, чтобы его иметь? Это же абсурд.
***
ТОРУ САЙТО начал карьеру в компании Nissan в 1982 году. В 1997-м стал менеджером, а в 2003-м - старшим менеджером по продажам и маркетингу отдела Ближнего Востока. С 2004 года занимает пост генерального директора "Ниссан Мотор Рус".