При улучшении логистической системы обычно преследуются две основные цели: повышение уровня обслуживания клиентов и сокращение логистических затрат. Несомненно, их достижение повышает прибыльность бизнеса и укрепляет положение предприятия на рынке.
Типичная логистическая система состоит из пяти блоков - закупки, производство, транспорт, склад, распределение, - и каждый из них может иметь свои проблемы. Их решение, построение прозрачной логистической цепочки помогает сформировать взаимоотношения как с внешними контрагентами и поставщиками логистических услуг, так и внутри предприятия.
Как следует из научных и практических разработок Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), процесс улучшения логистической системы сводится к последовательности нескольких шагов.
Первый из них - своего рода логистический аудит, который предполагает изучение нормативных документов и полученных от персонала предприятия сведении, проведение анализа операционных процессов и выявление недостатков и проблем в технологической цепочке. Тут очень важно опросить различные категории сотрудников: руководителей высшего и среднего уровней управления, бригадиров, рабочих.
На втором шаге необходимо разработать карту и дерево процессов верхнего уровня, а также показатели оценки логистики. Их нужно согласовать и утвердить для четкого и ясного представления - что и где именно будет улучшаться, каким образом это будет измерено.
Каждый процесс должен быть описан, назван, иметь регламент или рабочую инструкцию, ответственного исполнителя и владельца. Как правило, процессы имеют многоуровневую структуру и могут быть декомпозированы.
Использование модного нынче инструмента - сбалансированной системы показателей - как снизу вверх (от операционных действий до ключевых показателей), так и обратно помогает правильно установить взаимосвязи между показателями и осуществить их балансировку при помощи весовых коэффициентов.
Внедрение разработанных улучшений в повседневную практику позволит устранить ненужные и дублируемые функции, перепроектировать работы в соответствии с новыми регламентами, составить должностные и рабочие инструкции, адекватные реально выполняемой работе, сформировать формы для оценки логистического персонала и новые мотивационные схемы. Результаты предыдущих шагов по улучшению логистической системы служат, в свою очередь, основой для подготовки технического задания на доработку (разработку) корпоративной информационной системы.
Как отмечает Сергей Бубнов (ИТКОР), рассмотренные меры по улучшению логистической системы приводят к среднестатистическому улучшению показателей, характеризующих достижение поставленных целей. Среди них сокращение затрат распределительной логистической системы на 15-17%, увеличение уровня удовлетворенности клиентов на 15-20%, сокращение времени доставки продукции до клиента на 25-30%.
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу ОАО "Объединение "ВладЗерноПродукт", кандидат экономических наук Владимир Королев поделился опытом использования рекомендаций ИТКОР.
На предприятиях холдинга сформирована база знаний, которая позволяет переходить к работам по внедрению модели бизнес-процессов предприятия "как надо", исключению дублируемых функций и ненужных работ, внедрению информационной системы и современных методов управления транспортом, запасами, а также системы ответственности за результат.
По предварительным оценкам, ожидается сокращение общих логистических затрат и издержек на 10%; высвобождение оборотных средств на 17% (за счет сокращения складских запасов сырья, материалов, готовой продукции); повышение уровня удовлетворенности клиентов на 25%; рост производительности труда на 10-16%; снижение затрат на закупку сырья на 7-11%, а транспортных расходов на 23%.
При этом планируется при увеличении объема производства на 15% уменьшение численности операционного персонала, точнее, ее оптимизация на 10%.
Вот и доказательство того, что логистика - ключ к развитию бизнеса.
[Графические материалы
Логистическая система холдинга
Материалы доступны в бумажной версии издания]
***
Рекомендации но улучшению логистической системы:
1. Проведение анализа системы логистики предприятия.
2. Описание логистических процессов.
3. Разработка регламентов (рабочих инструкций, положений, памяток).
4. Определение показателей оценки логистической деятельности (временных, объемных, качества, производительности).
5. Установление норм и нормативов по показателям.
6. Построение системы сбалансированных показателей
7. Разработка предложений по мотивации логистического персонала.
8. Внедрение усовершенствований.
9. Оценка результатов.
Источник: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР)
***
Справка
Логистика в широком смысле охватывает все процессы (как в системах, так и между ними), которые служат для перемещения ресурсов предприятия во времени и пространстве. А применительно к предприятию логистика - это планирование, управление и контроль складирования и транспортировки материальных потоков внутри и вне предприятия.
Из Словаря русско-английских терминов по контроллингу