Импорт автомобилей - Цепочки поставок далеки от идеала

Поставки новых автомобилей осложнены отсутствием достаточного количества автовозов и прогнозируемых цепочек поставок, считает Виталий Новиков, генеральный директор ООО "Мобил Тайм".

- Как обстоят дела с доставкой автомобилей от производителя к дилеру?

-Основная тенденция - это постоянный рост затрат на логистику. Компании, занимающиеся доставками автомобилей, постоянно поднимают расценки на свои услуги. И так будет до тех пор, пока рынок не преодолеет дефицит автовозов - спрос все еще превышает предложение. В такой ситуации дилерам, нашей компании в том числе, приходится покупать свои автовозы, чтобы доставлять автомобили. Стоимость одного автовоза иностранного производства составляет $220 тыс., отечественного - $100 тыс.

Хотя, на мой взгляд, наличие у дилеров собственных автовозов свидетельствует о неразвитости рынка. Очевидно, что каждый должен заниматься своим делом. Логистические компании - доставлять, а дилеры - продавать. Тогда и конкуренция будет, и рынок оживет.

- Сколько времени сейчас занимает процесс поставки?

-От российских производителей машины обычно идут не больше двух недель, из-за границы - 3 недели. По стандартной схеме машины сначала доставляют в Москву на распределительный склад, а уже потом направляют в регионы к конкретному дилеру.

В прошлом году в России было продано 700 тыс. новых иномарок, в том числе из-за границы ввезли 500 тыс. автомобилей. По итогам 2006г. ожидается увеличение продаж в 1,5 раза. Серьезной проблемой в этой связи являются пробки на границе. Так, например, на финско-российской границе очереди из фур бывают длиной по 20км, в таком случае простой может составлять от нескольких часов до 5 дней.

- Время доставки - главная проблема в логистике?

-Еще одним острым вопросом является сохранность автомобилей. По моим оценкам, до 5% товара приходит с дефектами. Как правило, с перевозчиками заключается договор, что они несут ответственность за сохранность автомобилей. А дальше встает вопрос о том, кто из них страхует свою ответственность перед клиентами. Доля таких компаний невелика. Если машина пришла битая, ее тут же надо ремонтировать, дилер делает это вначале за свой счет, а потом ему компенсируют затраты.

Если участвует страховая компания, то автомобиль должен еще пройти процесс оценки ущерба. Все это потерянное время, за которое машина уже могла быть продана.

Бывают ситуации еще сложнее, когда у дилера срочный договор с клиентом, то есть установлен точный срок доставки. В таких договорах прописываются штрафные санкции, которые перевозчик, скорее всего, оплачивать не будет. Но сегодня мы об этом даже не говорим. Говорим лишь о том, чтобы автовозов хватало.

- Какой вы видите идеальную логистическую цепочку в нынешних условиях?

-Сегодня нам не стоит ждать кристальных логистических цепочек. В городе нет соответствующей инфраструктуры. На данный момент существуют лишь более или менее удачные варианты. Например, есть такое понятие, как консигнация. Производитель отдает автомобили дилерам, не требуя оплаты. Машины выставляются у дилера, но ему не принадлежат. И если у одного продавца она стоит, а в другом городе более удачливый дилер нашел покупателя, то он может ее заказать, какой бы длинной ни была цепочка поставки.

Это возможно только на рынке покупателя, потому что такая логистическая цепочка не самая простая. Ради одного автомобиля никто не захочет ехать на другой конец страны.

Нужно скомпоновать заказ так, чтобы во время поставки у дилера из того региона, куда везут товар, в обратную сторону тоже отправилась машина, чтобы автовоз не ехал пустой. Такая ситуация возможна, только когда спрос уравновешен с предложением. А у нас сегодня рынок продавца. И это нормальная ситуация. В этой ситуации довольны все продавцы и производители автомобилей.

Виталий Новиков, генеральный директор ООО "Мобил Тайм", надеется на светлое будущее в поставках авто.

Цифры

Финансовые показатели Группы компаний "Автомир"

54 406 автомобилей в 2005 г. реализовали предприятия, входящие в группу компаний "Автомир".

$772,2 млн - совокупный оборот всех торговых и сервисных предприятий группы компаний.

44% составил рост продаж иномарок. Такая динамика обусловлена увеличением продаж иностранных автомобилей на фоне снижения реализации отечественных.

На 15% сократился объем продаж отечественных автомобилей через предприятия группы компаний "Автомир".

Источник: данные ГК "Автомир"

Финский путь

Сейчас иномарки попадают в Россию через финские порты Котка и Ханко. По мнению Виталия Новикова, если бы они шли напрямую в Петербург, процесс поставки автомобилей от производителя до конечного потребителя стал бы проще и быстрее.

Об инфраструктуре

"У нас есть выход к морю, но нет инфраструктуры. Зато есть крупные компании, которые могли бы заняться развитием этого сегмента бизнеса. Для этого нужно организовать паромные переправы: обеспечить наличие самих паромов, лоцманов, проложить паромные пути. К тому же необходим порт со складами временного хранения, охраняемой парковкой, местами для перегонщиков, где они будут есть, заполнять документы, ожидать, местами, где автомобили будут осматриваться, досматриваться, получать документы и номера. Это требует очень серьезных инвестиций".

О причинах неразвитости рынка

"Вложения в развитие портовой инфраструктуры довольно рискованные. У финнов сейчас есть все возможности. В Финляндии вся инфраструктура сложилась и все затраты давно окупились. В то же время в России прогнозируется рост количества автомобилей, собранных на территории страны. Свои заводы здесь открывают Toyota, Volksvagen, Nissan, General Motors. Mitsubishi думают об этом. Эти компании будут возить только те модели, которые нерентабельно собирать в России из-за ограниченного спроса. В этой ситуации, если вы запланируете мощности терминала на 700 тыс. автомобилей, а выяснится, что оборот составит 200 тыс., то вы окажетесь ниже зоны окупаемости. Рынок сейчас нестабилен, и никто не сможет дать гарантии, как пойдут дела через несколько лет".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости