*
Михаил Николаев о задачах ЯГУ, или Как университету стать локомотивом цивилизации
Как уже сообщалось, в Якутском госуниверситете состоялся первый мастер-класс МГУ с участием его ректора, академика Виктора Садовничего. Прежде заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Михаил Николаев выразил московским гостям сердечную благодарность за "их готовность к сотрудничеству с якутскими коллегами, братскую помощь в повышении качества высшего образования, науки и культуры в динамично развивающейся, рвущейся к свету Якутии". В своем выступлении, которое представляем вниманию читателей, Михаил Ефимович озвучил перспективы развития образовательной системы республики.
Наши традиционные деловые встречи всякий раз проходят на новой, всегда более высокой и сложной ступени развития межуниверситетского сотрудничества. Они служат задаче последовательной реализации приоритетных проектов, над которыми в Республике Саха (Якутия) целеустремленно работают пятнадцать лет
Не секрет, что негласной сверхзадачей республиканской системы образования являются непрерывность в образовании, стремление к всеобщему просвещению молодежи Якутии. На этом поприще достигнуты обнадеживающие успехи.
Однако сегодня речь идет уже не о масштабах университетского охвата, а об обеспечении высокого качества образования, научно-исследовательских работах, инновационно-технологических разработках и их эффективном применении на практике. Имеющийся потенциал позволяет Якутскому государственному университету им. М. К. Аммосова занять лидирующую роль в преобразовании всей жизни Республики Саха (Якутия) согласно требованиям ХХI века.
За прошедшие 15 лет заметно обновлена и расширена материально-техническая база образования и науки ЯГУ, проделана большая работа по укреплению преподавательских и научных кадров, обслуживающего персонала.
Теперь работу университета важно организовать на современном уровне, чтобы реализовать имеющийся потенциал наиболее полно и эффективно. Перечень специальностей, по которым ведется обучение, необходимо оперативно корректировать в соответствии с потребностями жизни.
Например, в России мало дипломированных специалистов по логистике. Спрос на них чрезвычайно высок. В связке с маркетингом логистика представляет собой высокоэффективный вариант системы управления в экономике. Данные Европейской ассоциации логистики свидетельствуют о том, что применение разработок логистики позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость продукции на 30%, сократить объемы материально-технических запасов на 30-70%. Лидерство в конкуренции приобретает тот, кто компетентен в области логистики.
Подготовка логистов высшей квалификации требует фундаментального подхода. В Якутском государственном университете следует открыть такую специальность, образовательный стандарт которой Министерством образования РФ был утвержден еще в апреле 2000 года.
В данном направлении хороший пример подает МГУ, приступивший к подготовке кадров, которые будут востребованы через 10-20 лет. В частности, им создан новый факультет наук о наноматериалах. Это наука о создании новых синтетических материалов с заданными свойствами, живых материалов и композитов, используемых в хирургии.
Московский госуниверситет им. М. В. Ломоносова, который в ближайшие годы станет крупнейшим университетом в мире (до 100 тысяч студентов), настойчиво решает трудные, но фундаментальные задачи. На стыке наук возникли такие новые направления, как биоинформатика, генетика, фундаментальная медицина, наука о материалах. Последняя, кстати, основана на слиянии физики, химии, математики и биологии. Для нашего развития, прежде всего ЯГУ, это хороший ориентир.
За последнее десятилетие заметно вырос престиж Якутского госуниверситета как образовательного учреждения. Сюда стремятся поступить лучшие выпускники школ республики. И это нас радует. Земля Якутии богата алмазами, и мы научились гранить из них бриллианты. У нас растет прекрасная молодежь, и мы должны помочь ей "огранить свой талант". Университет должен сотрудничать с каждой школой, помочь педагогам в выявлении наиболее способных учащихся.
Необходимо развернуть настойчивую и целеустремленную борьбу за таланты. Мы не сможем мириться с расточительностью интеллектуального потенциала республики. Хватит делать ставку лишь на минерально-сырьевые ресурсы. Неисчерпаемых богатств не бывает. Интеллект - золотой фонд и гарантия благополучия нации. Он должен быть оформлен согласно требованиям и вызовам ХХI века.
Якутской интеллигенции должны быть чужды такие понятия, как робость и невежество. Особенно в технических и естественных науках. Через эти сферы, на мой взгляд, должен произойти прорыв в современную цивилизацию, так как в гуманитарной сфере мы чувствуем себя гораздо увереннее.
Считаю, что причина перекоса программ обучения прошлых десятилетий кроется в узкой специализации региональной промышленности и экономики в целом, отсутствии машиностроения и наукоемких производств. Но перспективы меняются - по мере осуществления известного всем Арктического инновационного проекта "Три долины". В ее реализации примет участие МГУ, экспедиция которого побывала у нас в республике еще в августе прошлого года.
Особо подчеркну тот факт, что ни при каких обстоятельствах у Московского госуниверситета не ослабевает интерес к естественным наукам и математике. В этом заслуга его ректора, известного математика, академика В. А. Садовничего. Всем нам известны его принципиальность, стойкость и отвага в защите естественных дисциплин и математики в учебных программах вузов и школ от горе-реформаторов системы образования.
По вышеуказанным причинам мы обратились к академику В. А. Садовничему с просьбой о проведении мастер-классов МГУ в ЯГУ. Получили согласие. Сотрудничество оформили в виде социального проекта.
Мастер-класс я назвал бы высшей школой творческой личности. Это не трансляция суммы знаний от их обладателя по принципу зарядного устройства. Это демонстрация секретов мастерства и творческих приемов от одной уникальной личности к другой: "и талант с талантом говорит". При этом учитель оказывается счастлив: найдена родственная творческая личность, способная не только повторить, но и превзойти своего наставника. В этом смысле ЯГУ получает возможность перенять и воплотить в наших северных условиях творческий дух Московского университета. Нам есть на кого равняться.
Основными направлениями в работе мастер-классов станут физико-математические, инженерно-технические и естественные науки. Благодаря познавательным встречам должно возникнуть творческое содружество между преподавателями МГУ и будущими специалистами высокой квалификации - студентами, аспирантами, молодыми учеными и сотрудниками ЯГУ. Отдельную подготовку получат молодежные лидеры.
Что касается научно-исследовательских работ, второй задачи ЯГУ, скажу: никто не посягает на свободу научного творчества, тем более в фундаментальной сфере. Дерзайте! Но вот какие мысли появились у меня в крещенские морозы. Россия, северная страна, обладающая колоссальными энергетическими ресурсами, оказалась в замешательстве при двадцатиградусных морозах. В то время как Якутия способна жить при -600С. Мне хотелось бы, чтобы у входа в Якутский университет образовалась очередь из желающих узнать передовые технологии в части производства, передачи и сохранения тепла в зимних условиях России. Считаю неверным то, что москвичи покупают секреты производства теплых окон не в Якутске, а в Германии, Испании и Швеции. Я уж не говорю об автономных отопительных системах, технологиях определения ледовых переправ, зимнем содержании скота и птиц, работе транспорта и вообще способах выживания в лютую стужу.
И тут самое время сказать о третьей задаче современного университета - о создании системы передачи потребителю инновационно-технологических разработок и практическом применении фундаментальных открытий. Прошло время, когда вузы работали, как говорится в песне Давида Тухманова, "для библиотек". Теперь вузам дается шанс заработать себе на жизнь и при этом оказывать непосредственную помощь региону и стране.
Путь развития снова подсказывает Московский государственный университет. Первым среди высших учебных заведений МГУ нашел эффективный способ решения "третьей задачи университетов". Он создал мощный инновационно-технологический центр "Научный парк МГУ". Здесь, как саженцы в питомнике, выращиваются инновационные компании, стимулирующие качественное развитие экономики не только московского региона, но и всей страны. Их конек - высокотехнологические и наукоемкие технологии.
Обо всем этом мы можем узнать из уст московских гостей. Важно помнить: инновационно-технологическая деятельность - это магистральный путь дальнейшего развития Якутского университета. И на этот путь мы должны встать без промедления.
Наш ведущий вуз обязан занять самостоятельную, по возможности лидирующую позицию в сфере уникальных технологий в условиях Севера. Университет - мощный генератор передовых идей, направленных на благо нации и всего человечества. Это центр развития познавательной и созидательной науки.
Сегодня всем ясно, что будущее университета не будет простым. В новых экономических условиях могут возникнуть трудности в части финансов и материального обеспечения. К счастью, в России осуществляется крупнейший национальный проект в сфере образования, в котором предусмотрены соответствующие меры по развитию университетов.
Как никогда, нам нужно старательно и творчески, с учетом местной специфики, перенимать опыт ведущих университетов России и других развитых государств. В частности, перелом может произойти, если заботу об университете станет проявлять не только государство, но и общество, состоятельные люди. Пожертвования, например в виде уникальной литературы, библиотечных собраний и денежных средств, должны стать нормой нашей жизни. Университет обязан стать родным для каждого, прежде всего интеллигентного человека.
Миссия университета заключается в том, чтобы быть интеллектуальным центром, локомотивом цивилизации и культуры. Он должен вести за собой науку и образование, экономику и общественную жизнь.
Мерилом оценки должны служить благополучие республики, высокий уровень образованности и культуры, здоровье населения, его передовое мировоззрение и миропонимание. Сейчас имеются все предпосылки и условия для этого. Надо воспользоваться ими в полной мере, как это умеют делать предусмотрительные северяне.
Думаю, что мастер-классы МГУ в ЯГУ станут началом ко всему вышесказанному.