Выступление начальника Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Виктора Степова

Сегодня дорога подводит итоги не только 2005 года, но целого пятилетнего периода: 7 июля 2000 года был утвержден важнейший документ, определивший развитие дороги до 2005 года, - "Основные направления развития и повышения эффективности работы Октябрьской железной дороги". Значение этого документа огромное: его реализация позволила решить многие вопросы, связанные с пропускными способностями, развитием информационных технологий, вводом в эксплуатацию объектов по ремонту и обслуживанию подвижного состава, и вывести дорогу на более совершенный уровень развития и технологии организации перевозок.

Одним из самых значительных реализованных проектов, без сомнения, является электрификация северного направления. В общей сложности за пять лет на дороге электрифицировано более 500 километров и переведено с постоянного на переменный ток 440 километров (участок Лоухи-Мурманск). Вводом в эксплуатацию пускового комплекса Медгора-Петрозаводск-Свирь полностью завершена электрификация северного направления и обеспечена возможность организации движения поездов на электрической тяге из Мурманска с выходом на все стыковые пункты Октябрьской дороги.

К числу важнейших объектов следует также отнести реконструкцию Санкт-Петербургского железнодорожного узла и подходов к нему. В соответствии с ежегодными инвестиционными программами на дороге достаточно масштабно и конкретно развивались отраслевые хозяйства. 2004-2005 годы насыщены событиями ввода в эксплуатацию объектов, которые, как говорят журналисты, явились "знаковыми" в жизни дороги. Введены в строй цеха по ремонту: электровозов постоянного тока в Волховстроевском локомотивном депо, моторвагонного подвижного состава - в Санкт-Петербург-Балтийском, колесных пар локомотивов - в депо Малая Вишера. В 2004-м в Малой Вишере был освоен ремонт колесных пар электровозов ВЛ-10, а буквально две недели назад - для тепловозов ТЭП-70. Мощности этого цеха позволяют обеспечить потребности трех железных дорог. Для нас очень важным является удовлетворение потребностей в узлах и деталях, повышение качества и снижение себестоимости ремонта по сравнению с выполнением его на ремонтных заводах.

Особое внимание в эти годы уделялось развитию и укреплению базы пассажирского хозяйства, что позволило повысить качество подготовки поездов и обслуживания пассажиров. Приобретены новые пассажирские вагоны, ведется техническое оснащение вокзалов, реконструкция ремонтно-эксплуатационного депо Санкт-Петербургского пассажирского вагонного депо. В 2005 году введен в эксплуатацию дробеструйно-окрасочный комплекс мощностью четыре вагона в сутки. Открыт цех по ремонту колесных пар и вагоносборочный в депо Москва.

Необходимо отметить целенаправленную деятельность по совершенствованию организации пригородного сообщения, основными целями которой являются, с одной стороны, снижение убыточности пригородных перевозок, а с другой - создание максимальных удобств для пассажиров. Разработаны бизнес-планы пригородных компаний с участием субъектов РФ - Республики Карелия и Тверской области. В практическую стадию после утверждения бизнес-проекта на совете директоров ОАО "РЖД" переходит создание компании по обслуживанию участка Санкт-Петербург-Оредеж с участием правительства Санкт-Петербурга. В этом году введены в эксплуатацию ускоренные комфортабельные пригородные электропоезда на участках Москва-Тверь, Санкт-Петербург-Тосно, Санкт-Петербург-Колпино и Санкт-Петербург-Приозерск.

Подводя итоги выполнения программы развития дороги, надо отметить эффективность реализованных мероприятий с точки зрения повышения качества эксплуатационной работы. Положительная динамика стала отмечаться в 2004 году. В условиях роста объемов работы дорога выполнила практически все качественные показатели использования подвижного состава, заданные бюджетом, и улучшила их относительно уровня 2003-го. Исключение составляла только участковая скорость. В текущем году позитивные изменения еще более укрепились: на сегодняшний день дорога выполнила задания по всем показателям эксплуатационной работы, а по участковой скорости вышла на уровень 33 километра в час.

Главной задачей в настоящее время является постоянная целенаправленная творческая работа. И не только в закреплении достигнутого, но и в достижении более высокой эффективности и качества деятельности.

Наша повседневная жизнь и работа связаны с выполнением должностных и служебных обязанностей, направленных на обеспечение устойчивой эксплуатационной и производственно-финансовой деятельности, безопасных условий труда и безопасности движения, и все это может быть достигнуто только при высочайшей дисциплине, четком понимании задач и строгом выполнении существующих нормативных документов.

Период времени между конференциями ознаменован переходом железнодорожной отрасли в новую организационно-правовую структуру с созданием с 1 октября 2003 года открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Это событие как бы разделило нашу деятельность на две части, но по сути обеспечения социальных гарантий, необходимых условий для производительного и качественного труда, ситуация не изменилась в худшую сторону, а наоборот, укрепилась, что выразилось в конкретной позиции правления компании по отношению к труженикам отрасли и ветеранам. Подтверждением этому явилось принятие в 2004 году Генерального коллективного договора.

А как в этой новой структуре изменился коллектив дороги, каких положительных результатов достиг? К большому сожалению, назвать ситуацию устойчивой и надежной я не могу и объективно не имею права. Хочу обратить внимание профсоюзного актива на недостаточную и низкую эффективность работы руководителей подразделений и профсоюзных комитетов в укреплении дисциплины, которая, как известно, является основой всего. Прошу обратить внимание на количество браков в поездной и маневровой работе, допущенных на дороге в рассматриваемый период времени.В 2000 году - 451 случай, в 2001-м - 430, 2002-м - 395, 2003-м - 383, в 2004-м - 342. Хотя количество снижается, однако мы имеем один-два случая брака ежесуточно. Степень тяжести отдельных случаев явно свидетельствует о наших недоработках.

В нынешнем году из трех нарушений на сети дорог два произошли на Октябрьской. В марте - столкновение поездов на станции Молосковицы Санкт-Петербург-Витебского отделения. В июне - сход состава с нефтеналивным грузом на перегоне Зубцово-Аристово Московского отделения. В декабре допущен сход электровоза на станции Москва-пассажирская.

Все эти случаи нанесли серьезный урон в социальном плане, буквально подорвав авторитет нашей компании и железнодорожного транспорта в целом, как самого надежного из всех других видов транспорта.

Нельзя забывать и об экономических потерях, связанных с ликвидацией последствий, задержками поездов, возмещением убытков предприятиям-владельцам грузов. Они исчисляются не сотнями и не тысячами рублей, а миллионами, что, в конечном итоге, влияет на бюджет дороги, отражается на заработной плате работников и на возможностях расширения социальных гарантий.

Провал, а иначе это и не назовешь, допущен в вопросах охраны труда. В 2001 году из 78 случаев производственного травматизма 15 смертельных; в 2002-м - 70 случаев, в том числе 12 смертельных; в 2003 году - из 56-ти - 10 со смертельным исходом; в 2004-м - из 60 случаев - 7 смертей, 13 - с инвалидным исходом. За 11 месяцев текущего года 60 человек травмированы на производстве: 9 травм - смертельных, 3 - с инвалидным исходом, 12 - тяжелых.

Худшими из худших в деле обеспечения охраны труда являются Санкт-Петербургское и Петрозаводское отделения, а также дирекции "Путьрем" и "Транссервис". Отсутствие положительных результатов в условиях увеличения затрат на улучшение условий труда, которые только в 2004 году составили 660 миллионов рублей, можно объяснить только одним - состоянием трудовой, производственной и технологической дисциплины в коллективах линейных подразделений дороги. Самое неприятное и недопустимое заключается в том, что нарушения происходят на глазах членов коллектива и командиров среднего звена, но не пресекаются, а как бы остаются незамеченными. Это, на первый взгляд, добродушие, приводит к трагедиям и порождает безответственность и развал.

Характерным является случай травматизма со слесарем по ремонту подвижного состава эксплуатационного депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский В.Бойцовым, произошедший 17 ноября. С 12 часов дня и до конца смены В.Бойцов и другой член бригады А.Иванов периодически употребляли спиртные напитки, но никто из работников ПТО не обращал на них внимания и не контролировал выполнение ими работ. Полнейшее безразличие и безответственность.

Самое прямое и непосредственное влияние на вопросы безопасности движения и охраны труда оказывает также режим труда и отдыха работников дороги, а одним из основных показателей в этом является рациональное использование рабочего времени. Объективности ради следует отметить, что начиная с 2003 года на дороге снижается количество часов сверхурочной работы. За десять месяцев текущего года к аналогичному периоду прошлого оно сократилось на 257 тысяч часов, но общее число остается значительным - 1 миллион 143 тысячи часов. Убежден, такое положение просто недопустимо.

Вопросы заработной платы и мотивации труда всегда были приоритетными, и это закономерно.

За десять месяцев средняя заработная плата работников, связанных с перевозками, составила 12645 рублей, что почти на 300 рублей превышает среднесетевую. По всем основным производственным группам достигнут рост реальной заработной платы на 3,8 процента. При инфляции 13 процентов с начала года фактически заработная плата в целом по дороге выросла на 17,3 процента (по сети - на 17,1). По уровню заработной платы и темпам ее роста дорога не является отстающей, несмотря на те негативные проявления в нашей работе, о которых говорилось выше.

Одним из эффективных мероприятий мотивации труда является внедрение коллективных форм организации и стимулирования труда, которые применяются на дороге с 2004 года. Сегодня по этой форме работают 292 производственные бригады в 62 структурных подразделениях с общим количеством 10463 человека (13,7 процента численности работающих на дороге).

Во всех структурных подразделениях эффективность коллективных форм организации труда проявляется в увеличении объемов ремонта, повышении качества работы, производительности труда и, конечно же, - в росте заработной платы.

Наибольшая эффективность достигнута в локомотивных депо Тверь и Волховстрой, вагонных - Тосно и Волховстрой, а также в Московской, Тверской, Бологовской и Ржевской дистанциях сигнализации и связи, Московской и Тверской дистанциях электроснабжения.

2005 год был отмечен многими знаменательными событиями. На одном из них хотелось бы остановиться особо. 23 ноября руководство дороги и Дорпрофсож положили начало новой традиции - посвящение в профессию железнодорожника, работника Октябрьской железной дороги выпускников Петербургского государственного университета путей сообщения.

Это торжественное мероприятие, участниками которого стали 400 выпускников ПГУПСа, было организовано и проведено на станции Любань, которая неразрывно связывает прошлое и настоящее железных дорог памятью о выдающемся инженере, проектировщике и строителе первой магистральной железной дороги в России и первом министре путей сообщения Павле Петровиче Мельникове. Надо было видеть лица этих молодых людей - серьезных, но внутренне удовлетворенных торжественностью и важностью момента, вниманием к ним, как к специалистам, которым предстоит стать в будущем руководителями подразделений дороги и компании. Нужно отметить особую важность работы с кадрами, резервом руководителей различных уровней управления, от которых зависит укрепление имиджа компании и повышение эффективности ее деятельности.

21 декабря состоится расширенное заседание правления, на котором будут подведены итоги работы ОАО "РЖД", а также определены задачи на 2006 год. Можно с уверенностью сказать, что предстоящий год будет еще более напряженным. Наша компания постоянно и целенаправленно совершенствует деятельность в целях сохранения и укрепления приоритетных позиций железных дорог на рынке транспортных услуг с интеграцией в Евроазиатскую транспортную систему. В соответствии с заданиями, которые будут утверждены на итоговом заседании правления, нам в 2006 году предстоит добиться увеличения объемов грузовой и пассажирской работы к плану 2005-го на 2,9 процента, улучшить качественные показатели и обеспечить рост производительности труда на 3,1 процента. Необходимо ясно представлять, что это может быть достигнуто за счет увеличения объемов перевозок. Перспективы у дороги есть, и в первую очередь они связаны с увеличением объемов перевозок грузов в морские порты.

В конце декабря вводится в эксплуатацию выгрузочный комплекс на угольном терминале морского порта Усть-Луга с объемом 4 миллиона тонн. В третьем квартале 2006-го будет сдана третья очередь на РПК ОАО "Лукойл" в Высоцке с увеличением объемов на 7 миллионов тонн. Ожидается прирост перевозок угля и нефтепродуктов в морской порт Мурманск и другие порты Кольского полуострова.

В 2006 году продолжатся работы по реконструкции и модернизации инфраструктуры на участках Санкт-Петербург-Москва и Санкт-Петербург-Выборг для организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов.

Все это означает, что Октябрьская дорога по-прежнему будет продолжать развиваться, и для этого выделяются соответствующие объемы инвестиций. На будущий год они запланированы в размере 19 миллиардов рублей. Ни у кого не вызывает сомнений то, что в решении задач, стоящих перед коллективом дороги, важная роль принадлежит профсоюзам. Принцип социального партнерства, лежащий в основе взаимоотношений, предусматривает действия, которые в конечном итоге должны обеспечить эффективную и производительную работу подразделений и дороги в целом. Надеюсь, что мы, действуя вместе, решим их на самом высоком уровне.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости