Объемы переработки грузов в российских морских портах постоянно возрастают. Но развитие морской инфраструктуры, создание логистических центров требуют и увеличения инвестиций.
По данным Минтранса, в 2005 году объемы переработки грузов в морских портах РФ достигли 407 миллионов тонн, в том числе сухие грузы - 173,2 миллиона тонн (рост на 10 процентов по сравнению с 2004 годом), наливные грузы - 233,7 миллиона тонн (рост - 13,2 процента). За год они выросли на 11,8 процента. При этом доля портов-конкурентов из сопредельных государств в переработке российских внешнеторговых грузов сократилась на 5 процентов. В соответствии с Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России 2002 - 2010 годы" общий грузооборот российских портов к 2010 году планируется довести до 520 миллионов тонн.
"Россия, наверное, впервые стала независима по перерабатывающим способностям портов, - считает заместитель министра транспорта Александр Мишарин. - Но в ближайшее время стивидорам придется обеспечивать рост контейнерных перевозок. Предполагается, что они будут расти на 35 - 40 процентов в год. Это значит, что изменятся технологии работы с морскими портами. Создание контейнерных терминалов - одна из стратегических задач развития портовой инфраструктуры".
Кроме того, по оценке руководства Минтранса, порты должны повысить конкурентоспособность за счет оснащения современным оборудованием. Например, отсортированный в порту уголь повышается в цене примерно на два доллара за тонну. Таким образом, окупаются вложения в новые технологии. "Очень важным инструментом для развития портовой инфраструктуры является государственно-частное партнерство, - заявил Александр Мишарин. - К примеру, в порту Усть-Луга на каждый рубль бюджетных средств привлечено два внебюджетных".
Для развития портов Минтранс собирается создавать особые экономические зоны. По словам заместителя министра транспорта, поправки к соответствующим законам относительно ОЭЗ сейчас готовит Министерство экономического развития и торговли. Создание зон позволит создать в российских портах условия, аналогичные тем, что сегодня есть в портах Китая, Прибалтики, Европы. Кроме того, ведомство Игоря Левитина планирует разработать и ввести новую систему взимания портовых сборов. По словам руководителя департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Алексея Клявина, сборы должны взиматься не с условного объема, а с реального тоннажа. "Когда судовладелец заходит в российский порт, ему будет понятно, как взимаются сборы", - обнадежил глава департамента. По его утверждению, в настоящий момент Минтранс разослал в порты новую методику и уже получил первые замечания по ее использованию. Для обеспечения прозрачности взимания портовых сборов, а также для обеспечения единой системы контроля безопасности в акватории портов в 2006 году завершится объединение администраций морских торговых и рыбных портов. Министерство уже подготовило документ об объединении. "Однако есть некоторые разногласия с Минсельхозом относительно имущества. Но морская власть в государстве должна быть одна", - признался Алексей Клявин.