"МЕНЯ ВООДУШЕВЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ ИКЕА В РОССИИ"

На девятом году работы ИКЕА в России произошла смена руководства российского подразделения компании. В марте этого года пост генерального директора ИКЕА Россия и Украина занял Пер Кауфманн, приняв эстафету у Леннарта Далъгрена, управлявшего ИКЕА в России на протяжении восьми лет.

С вашим приходом на пост генерального директора ИКЕА Россия и Украина предполагается ли смена стратегии развития, инвестирования или существующей политики компании на российском рынке?

Одной из моих первоочередных задач является сохранение существующего вектора и темпа развития компании. Так что в стратегическом плане никаких изменений не будет. Меня воодушевляют результаты, которых достигла ИКЕА в России за эти годы, и я готов приложить все усилия к тому, чтобы российское отделение компании ИКЕА стало ведущим в мире.

Планирует ли компания усилить свои позиции на российском рынке за счет более активного расширения? Ведь Россия пала для шведской компании не только новым рынком, но и плацдармом для апробирования нового формата ИКЕА+МЕГА. Будете ли вы продолжать стратегию продвижения семейных торговых комплексов ИКЕА+МЕГА?

Безусловно, мы активно работаем по развитию своих проектов в различных регионах России. Стратегия ИКЕА+МЕГА представляется нам наиболее перспективной. К концу этого года в России будет уже 8 торговых центров формата ИКЕА+МЕГА: 3 в Московской области, 2 в Ленинградской области, и по одному в Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Помимо названных городов, мы планируем построить семейные торговые комплексы формата ИКЕА+МЕГА еще в 11 городах: Саратове, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Волгограде, Самаре, Перми, Новосибирске, Уфе, Омске и Воронеже. Все торговые центры МЕГА, включающие магазин ИКЕА, будут построены в соответствии с единой концепцией. Принципиальных различий между новыми центрами и теми, что уже существуют, не будет.

Планирует ли ИКЕА развивать стратегию ИКЕА+МЕГА и в других странах или эта стратегия актуальна только для российского рынка?

Концепция МЕГА пока существует только в России. В других странах есть торговые центры, принадлежащие ИКЕА, но в отличие от МЕГА они не такие крупные и не образуют с ИКЕА единого комплекса. В связи с успешной реализацией проекта ИКЕА+МЕГА в России компания планирует строить центры такого формата и в других странах Западной Европы.

Отличаются ли проекты ИКЕА в зависимости от страны, а в России - региональные от московских?

Во всех странах стратегия развития ИКЕА одинакова - вы не найдете принципиальных отличий между магазинами ИКЕА в Москве, Париже или Стокгольме. В свою очередь, региональные торговые центры в России ничем не отличаются от московских. Скорее есть отличия в покупательских предпочтениях. Например, в Германии и Великобритании лидером продаж являются гардеробы, а у российских потребителей очень популярны диван-кровати. Да и в разных регионах России предпочтения различные: продажи диван-кроватей выше в Москве, кухни и столовые приборы больше покупают в Санкт-Петербурге и Казани.

В планах ИКЕА заявлялось строительство магазина в Москве в пределах МКАД. Компания отказалась от этого проекта?

Мы будем очень рады, если появится возможность открыть магазин в Москве, в черте города. К сожалению, до сих пор мы сталкивались с непреодолимыми препятствиями в осуществлении этих планов. Разумеется, если представится случай, удовлетворяющий всем необходимым условиям, ИКЕА будет крайне заинтересована.

Не возникло ли у компании логистических проблем в связи с выходом в российские регионы?

Пока у нас работает только один региональный комплекс - ИКЕА+МЕГА Казань. На сегодняшний день никаких особых проблем не возникает - не больше, чем с любым другим торговым центром. Думаю, что и с другими центрами проблем не будет. У компании есть дистрибуторский центр, который занимается снабжением всех российских магазинов ИКЕА. В настоящий момент достраиваются дополнительные площади, и ко времени их ввода в эксплуатацию, летом 2006 года, площадь центра составит 180 тыс. кв. м, то есть будет увеличена в три раза.

Y ИКЕА есть собственная фабрика на территории России? Намерена ли компания инвестировать в дальнейшее расширение производства?

Первая российская фабрика Производственной группы "Сведвуд" по выпуску мебельного щита была построена в 2002 году в Ленинградской области. Недавно начала свою работу вторая линия фабрики по производству мебели. В настоящее время ведется строительство еще двух фабрик - в Московской области и Карелии. Мебельная фабрика в Есипово Московской области начнет работать летом 2006 года.

Какие товары выпускаются на фабрике "Сведвуд" и какой процент продукции российского производства представлен в ассортименте российских ИКЕА? Планируется ли его увеличить и насколько в связи с вводом новых производственных мощностей в России?

Фабрики "Сведвуд" являются не единственным и далеко не основным источником продукции российского производства в наших магазинах. Мы активно сотрудничаем с различными российскими поставщиками, которых на сегодняшний день более 90. Даже с запуском новых фабрик их продукция будет составлять не более 5% от общего объема российской продукции, которую мы преимущественно получаем от других поставщиков. Если говорить о мебели, то доля российской продукции в наших магазинах в России составляет 50% по объему и 30% - по стоимости. Это уже немало, но мы постоянно работаем, чтобы увеличить эти показатели, и ведем активный поиск новых российских предприятий, которые могли бы стать нашими поставщиками. Что же касается новых фабрик "Сведвуд", принадлежащих ИКЕА, на них будет производиться мебель из шпона и из массива сосны. Действующие производственные мощности пока поставляют только комплектующие.

Какова общая сумма инвестиций, вложенных в ИКЕА Россия за шесть лет? Сколько компания планирует инвестировать в 2006 году в строительство магазинов ИКЕА в России? Будут ли привлекаться к строительству партнерские инвестиции, как в случае с ИКЕА Белая Дача?

Объем инвестиций ИКЕА в России на конец 2006 года составит $1, 7 млрд. Сопоставимый объем инвестиций мы планируем и на ближайшие 4-6 лет.

Традиционно ИКЕА всегда старается действовать самостоятельно. Однако, если существуют перспективы сотрудничества с интересными партнерами, нет никаких препятствий к тесному сотрудничеству.

Ранее ИКЕА заявляла, что 2005 год станет годом выхода компании в Украину. Как обстоят дела с украинским проектом?

Все это время мы постоянно ведем переговоры на самом высоком уровне. Каждый раз переговоры проходят в позитивном ключе, наши предложения встречают поддержку. На словах. На деле за прошедшие несколько лет реального продвижения практически не было. Говорить о конкретных сроках сейчас, с учетом нестабильной политической ситуации в Украине, непросто. Мы ждем, когда ситуация прояснится, и намерены продолжать переговорный процесс. Инвестиционная программа ИКЕА в Украине включает строительство семейных торговых центров ИКЕА+МЕГА в шести городах: Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Одессе и Львове. Помимо этого мы планируем продолжить инвестиции в производственный сектор и в дополнение к двум существующим фабрикам производственной группы "Сведвуд" в Украине инвестировать в несколько предприятий деревообрабатывающей промышленности.

Есть ли у ИКЕА конкуренты на российском рынке?

Мы считаем своими основными конкурентами компании, предлагающие товары, необходимые каждой российской семье, - продукты, электронику, товары для дома и ремонта. Такая ситуация характерна для большинства стран, переживающих период бурного развития. Конечно, у нас есть конкуренты в других странах, рано или поздно они выйдут на российский рынок. Но мы не боимся конкуренции и считаем, что гораздо удобнее, когда конкуренты находятся как можно ближе к нам.

Чем привлекает лично вас работа в России?

Россия переживает интересный период своей истории, когда все меняется и можно быть уверенным в том, что завтра все будет не так, как сегодня. Российское отделение ИКЕА занимает очень сильные позиции и даже может в определенной степени влиять на развитие общей концепции ИКЕА. Все это внушает уверенность в том, что и мне, и моей семье жить и работать здесь понравится.

***

ДОСЬЕ

Пер Кауфманн, генеральный директор ИКЕА Россия и Украина

Образование: бакалавр наук по международному менеджменту, университет Гетеборга (1978-1982 годы).

МВА, бизнес-школа INSEAD во Франции (1986-1987 годы)

Знание языков: английский и французский - свободно, итальянский и немецкий - практические навыки, родной язык - шведский.

Карьера: 1982 год - IKEA, Международное подразделение по открытию магазинов ИКЕА (Франция, Бельгия, Канада).

1988 год - BAIN & Co, консультант (Париж, Франция).

1989 год - IKEA, менеджер закупочного офиса Группы ИКЕА (Франция, Бельгия, Канада).

1990 год - IKEA, директор магазина ИКЕА в Брюсселе (Бельгия).

1990 год - IKEA, генеральный директор ИКЕА Италия.

1992 год - IKEA, генеральный директор ИКЕА Франция.

1996 год - Le Printemps, генеральный директор французской сети универмагов.

2001 год - Conforama, генеральный директор сети магазинов мебели и бытовой техники.

2006 год - IKEA Россия и Украина, генеральный директор.

Женат, имеет пятерых детей.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости