Власти Смоленщины нашли возможность использовать выгодное географическое положение региона.
Впрочем, такую цель ставили перед собой все губернаторы области. Но добиться заметных результатов не удалось. Поэтому перспективы строительства транспортно-логистического узла эксперты оценивают сдержанно. Но добавляют: от всех предыдущих затей эта отличается очевидной полезностью и актуальностью.
На прошлой неделе началось строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая соединит нефтепроводом райцентр Брянской области Унеча с балтийским портом Усть-Луга. Идея транспортировки нефти в Европу в обход Белоруссии возникла в январе 2007 года, когда из-за финансовых противоречий, связанных с транзитом углеводородов, оказался перекрыт нефтепровод "Дружба".
В 2008-м, когда проект БТС-2 прошел все согласования, Министерство транспорта РФ одобрило и идею строительства новой автомагистрали, которая пойдет параллельно нефтепроводу. Характеризуя масштаб проекта, достаточно сказать, что объем капиталовложений только в смоленский участок новой трассы, по предварительным расчетам, составит около 2,5 миллиарда рублей. После завершения строительства под Смоленском появится исключительно важная точка, в которой сойдутся две ключевые транспортные артерии.
- По территории региона проходит магистраль М-1 - крупнейший транспортный коридор "запад-восток", соединяющий Россию с Европой, - говорит Сергей Антуфьев. - В ближайшее время начнется создание коридора "север-юг" - от Балтийского моря через Псков, Смоленск, Брянск и дальше - на Ростов. Две эти магистрали пересекаются под Смоленском. И мы намерены создать на этом перекрестке мощный логистический центр, позволяющий отправлять грузы в любом направлении. Здесь же находится крупный железнодорожный узел, а также бывший военный аэродром "Северный", который можно будет использовать в гражданских целях.
Сергей Антуфьев только что побывал в Германии, где ему удалось заинтересовать этим проектом представителей немецких деловых кругов. Они отметили, что в таких центрах выгодно размещать заводы агрегатной сборки.
Губернатор уже подписал договор о намерениях с Институтом морской экономики и логистики, который расположен в Бремене и считается одним из крупнейших европейских учреждений, работающих в этой сфере. Его специалисты займутся подготовкой технико-экономического обоснования проекта, после чего можно будет заняться разработкой инвестиционного проекта. Как надеются власти, это наконец поможет Смоленской области с выгодой использовать ее географическое положение.
Справка "РГ"
Транспортно-логистический центр "Смоленский" предполагается разместить на территории Стабенского сельского поселения в Смоленском районе, рядом с областным центром. Земельный участок площадью 91,5 гектара относится к землям сельскохозяйственного назначения и принадлежит региону.
Экономика Центрального округа