Бизнес-идея ЗАО «Корпоративные Логистические Системы» красива, как все простые и понятные мысли: «Мировой тренд - сокращать бюджет и оптимизировать процессы. Кто умеет это делать лучше логистов?» Именно с этим вопросом Антон ЯКОВЛЕВ обратился к компаниям-производителям товаров народного потребления, в чьих расходах транспортная составляющая достигала 30%. Так на нижегородском рынке появилось одно из первых комплексных предложений по решению логистических вопросов.
The Chief: - Что же предлагает Ваша компания?
Антон Яковлев: - Мы сокращаем транспортные расходы и делаем понятным для грузоотправителей весь процесс транспортировки груза. В условиях строжайшей экономии каждого рубля, каждой копейки последнее обстоятельство особенно важно. Поясню на примере из практики. Производственники любой компании делают готовую продукцию. Маркетологи организуют продажу товара. Не будем спорить, что происходит раньше -продажа или производство. В любом случае, транспортный отдел должен доставить груз до получателя и чаще всего доставляется он автотранспортом. Сотрудник транспортного отдела набирает телефон логистической компании и спрашивает, сколько будет стоить доставка груза. Получает ответ и звонит в следующую компанию. Аналогичная ситуация получается при проведении формального тендера на оказание услуг. Груз повезут те, у кого цена будет меньше, а качество приемлемым. Все удовлетворены до тех пор, пока транспортные расходы окупаются растущим рынком.
Заметим, транспортному отделу абсолютно безразличны вопросы об экономике сделки. Почему именно такой тариф? Из чего он сложился? Фраза о том, что «цена сформирована рынком» оправдывает все ошибки при проведении тендера. Допустим, в нем участвовало 10 компаний, но почему не 20, или не 30? Заказы на транспорт отдают компании «А». Почему не «В», или не «С», которые дают такие же цены? Ответы, по-моему, очевидны. Наведя элементарный порядок в транспортном процессе, мы уже получаем экономию за счет коррупционной составляющей.
- Разве все так плохо? Транснациональные компании, пришедшие на российский рынок, работают по международным стандартам.
- Да, ЗАО «КЛС» работает с крупнейшими международными компаниями. Мы гордимся нашим опытом 11 можем утверждать, что российский рынок логистики имеет большие резервы качественного роста. Сейчас на логистическом рынке царит паника: цены на топливо скачут вслед за ценой на нефть, валютный курс делает золотыми запасные части машин, банки считают транспортную отрасль высокорисковой. В таких условиях международные компании остаются островками стабильности, и секрет их уверенности в будущем находится и забытом у нас слове «планирование». Каждая уважающая себя компания имеет представление о будущем, которое выражается понятным языком цифр - продажи, платежи, займы. Пусть мы прогнозируем не на десятилетия, а всего лишь год или даже месяц вперед, но мы уже имеем точку опоры для совершения действий сегодня. А раз так, то серьезный логист сможет заранее запланировать когда, куда и в каком количестве нужно подать транспорт. Сокращаются простои техники, расходы, а значит, падают тарифы. Конечно, существуют риски, что маркетологи неправильно оценят рынок, а отдел продаж не продаст товар в нужном объеме. Но это вопрос принятия или непринятия условий игры. Если российские логистические компании и российские производители не научатся планировать в условиях риска, наша экономика может потерять автотранспортную составляющую логистического рынка.
- Вы говорите о плане продаж у производителя. Риски прогноза очевидны. При чем же тут логист?
- Планируя, производитель делит риски прогноза с логистической компанией, которая, в свою очередь.
делит риск с перевозчиком. Теперь давайте посмотрим на ключевое и, к сожалению, самое слабое звено всей логистической цепочки - Индивидуальный Предприниматель - владелец грузового транспорта. Дальнобойщик. Как правило, он бывший водитель со средним техническим образованием, который под залог квартиры или машины купил одну или даже несколько сцепок - грузовую машину с полуприцепом. Ими осуществляется более 70% всех автоперевозок в России.
В 2008 году о рисках можно было не думать. Транспортный рынок рос вслед за российской экономикой, и за несколько предкризисных лет грузовой парк страны вырос в 6 раз. Сейчас владельцы транспорта не знают, как отдавать свои «легкие» кредиты. Нет работы, машины стоят. Грамотный логист такого не допускает. Но проблема в том и заключается, что грамотных логистов мало.
- Кажется, на рынке труда сейчас нет проблемы найти нужного специалиста.
-Да, вы правы. Заведующего складом найти действительно легко. А вот логиста - нет. Его задача планировать, управлять и контролировать затраты на движение материального потока, иными словами - груза. Это аналитическая работа, которой вряд ли можно обучить в ВУЗе. Нужна практика, опыт, накопленный многими людьми и сохраненный в коллективе. Нужна организация, которая может этот опыт применить. Это комплексный вопрос, который не решается одним человеком, пусть даже самым компетентным специалистом. Полагаю, у нас в «Корпоративных Логистических Системах» такой коллектив уже сформировался.
- Сотрудники Вашей компании тоже уверены в необходимости борьбы с хаосом?
- Думаю, мы понимаем это интуитивно. Главное мы знаем, как бороться с хаосом. Если вдуматься, все что мы делаем, подчинено именно этой цели -от аудита всей транспортной цепочки, проверки экономической целесообразности и организации планирования, до оптимизации процессов документооборота. Мы убираем неопределенности, снижаем риски и расходы наших клиентов. Мы - логисты; и в этом наша работа.
***
ДОСЬЕ
ЯКОВЛЕВ Антон Александрович родился в 1982 году в г. Воркута. Окончил Республиканский Автотранспортный техникум по специальности «Менеджмент организации на автотранспортном предприятии» и Государственный Университет - Высшая Школа Экономики по специальности «Логистка и управление цепями поставок». Организовывал работу складского хозяйства крупного логистического оператора Нижнего Новгорода компании «АЛИДИ».
В 2008 году основал ЗАО «Корпоративные Логистические Системы» («Corporate Logistics Systems», Closed Joint-Stock Company), в котором занимает пост Операционного Директора. Женат. Воспитывает дочь Арину.