ЛЮДИ СТАВЯТ НА МЕТАЛЛ

ОАО "ИНПРОМ", предприятие с годовым оборотом в $250 млн, успешно реализует собственную программу эмиссии ценных бумаг и, ежегодно удваивая свои продажи, является едва ли не единственным публичным предприятием в отрасли. Рассказать, в чем секрет столь динамичного развития, о дальнейших планах мы попросили генерального директора группы "ИНПРОМ" Игоря Коновалова.

- Каково основное направление деятельности вашей компании и в чем ее главные задачи?

- Размер российского рынка металлов достигает $13 млрд. и в целом делится на две составляющие: первичный, где производитель и конечный потребитель выстраивают прямые взаимоотношения, и вторичный рынок металлов, где прокат поставляется потребителю через металлоцентры. ОАО "ИНПРОМ" является одной из быстрорастущих компаний этого сегмента национальной экономики. В настоящее время мы владеем сетью из 13 подразделений в крупных экономически развитых городах. Предприятие занимает прочные позиции в металлоторговле, инвестирует средства в развитие сети сервисных металлоцентров. Мы активно изучаем опыт наших европейских коллег, внедряем передовые стандарты дистрибуции и первичной обработки стали. Своей целью видим обеспечение металлопотребителя продукцией высокого качества в широком ассортименте и по доступной цене, предоставляем полный комплекс сопутствующих услуг и делаем это профессионально. Наша компания ориентирована на длительное взаимовыгодное сотрудничество, основанное на избитом, но имеющем для нас значение законе "клиент всегда прав". Поэтому мы ежегодно удваиваем свои финансовые показатели, демонстрируя стабильный рост продаж. За 10 месяцев 2004 года объем реализации превысил 6, 3 млрд. рублей, финансовые активы достигли 2, 7 млрд. рублей, собственный капитал увеличился и составил 600 млн. рублей.

- Почему именно металлоторговля была выбрана основным видом деятельности предприятия?

- Основанная в 1996 году компания первоначально развивалась как торговая организация с разнопрофильной деятельностью. Компания осуществляла крупнооптовые транзитные поставки продукции промышленного назначения крупным отраслевым предприятиям. В конце 90-х конкуренция на рынке усилилась, что потребовало четкого определения специализации в соответствии с обновленной миссией компании: для полноценного охвата региональных рынков необходимо наличие обособленных подразделений в областных городах, способных вести автономную деятельность. Поэтому в 2000 году совет директоров поставил перед руководством компании стратегическую задачу: создать крупнейшую в европейской части России сеть сервисных металлоцентров. Сейчас у нас есть подразделения в Ростове-на-Дону, Москве, Краснодаре, Саратове, Астрахани, Волгограде, Таганроге, Воронеже, Белгороде,

Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Липецке, Владимире. Последние пять были открыты в этом году, столько же филиалов будет образовано в 2005 году, а к 2008-му их число увеличится до 25.

- Какова степень конкуренции в отрасли?

- Российский вторичный рынок металлов в значительной мере не консолидирован и отличается высокой плотностью конкуренции. Нашими оппонентами являются десятки компаний, многие из которых имеют значительные финансовые ресурсы и работают на рынке дольше нас. Поэтому мы выбрали экстенсивный путь развития в регионах и руководствуемся стратегией устойчивого, гармоничного роста. Мы вынуждены стремительно развиваться, увеличивая свою рыночную долю, опережать своих конкурентов. В рыночной экономике есть такое правило: либо вы развиваете бизнес, внедряете новые технологии, совершенствуете систему обслуживания потребителей, либо компания рано или поздно погибнет.

- С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе открытия новых металлоцентров?

- На самом деле СМЦ ничем не отличается от производства. Металлоцентр представляет собой большие крытые корпуса, открытые складские площади с мощным крановым оборудованием, инфраструктурой, железнодорожными путями, рабочим персоналом и т. д. Сегодня, с организационной точки зрения, мы неплохо отладили процедуру открытия новых подразделений. Однако создание в российском городе-миллионнике металлоцентра требует инвестиций в размере $5-6 млн, поэтому задача получения долгосрочного финансирования имеет особое значение. Сначала необходимо приобрести крытый производственно-складской комплекс площадью 8000-1 2 000 кв. метров. Поиск таких складских площадей -задача не из легких, потому что в областных городах их просто не осталось. Как правило, объекту требуются модернизация и переоборудование, ремонт сетей и коммуникаций, ремонт инфраструктуры, на что требуются средства в размере $1-1, 5 млн. На формирование оборотного капитала в виде складских запасов привлекаются ресурсы в сумме $2-2, 5 млн. Это немалые затраты. Открытие новых подразделений первоначально вызывало у нас определенные трудности, связанные с выбором оптимальной штатной структуры, принципов разделения ответственности, определения делегируемых прав и полномочий, принципов формирования планов продаж, регламентов проведения капитального ремонта, составления бюджетов, принципов взаимодействия служб управляющей компании и филиала. В результате накопленного многолетнего опыта налаживания полноценной автономной работы подразделений, внедрения единых стандартов деятельности, системы бюджетирования, рекламно-маркетинговой политики, корпоративной культуры и т. д. механизм открытия филиалов сейчас отработан до автоматизма. Поэтому основной проблемой является финансирование экстенсивного развития компании.

- А через какой период времени можно рассчитывать на получение прибыли от нового подразделения?

- Все зависит от методов управления крупной региональной сетью. Дело в том, что обособленный металлоцентр в отдельно взятом регионе обладает слабой конкурентоспособностью. Только ведение сетевого формата деятельности предполагает получение весомых конкурентных преимуществ, а именно снижение постоянных затрат и издержек, аккумулирование значительных объемов закупки продукции, снижение ее себестоимости и т. д. В целом внедрение эффективной финансово-экономической, рекламно-маркетинговой политики, основанной на неценовых методах конкуренции, позволяет нашему новому филиалу уже через год занять существенную долю рынка с ежемесячным объемом продаж $1, 5-2 млн.

- Вы затронули вопрос о неценовых методах конкуренции. Хотелось бы остановиться на этой теме подробнее.

- Мы работаем в очень специфичной отрасли - торговля однотипным товаром существенно ограничивает возможности брэндинга. Поскольку все металлургические комбинаты производят продукцию по одинаковой технологии и единому стандарту, преимущества одинаковой продукции разных производителей относительно качества минимальны. Поэтому на увеличение объемов продаж реально могут влиять четыре фактора: разумная цена при гарантированном качестве продукции, наличие большого ассортимента стального проката, быстрота поставки и наличие металлосервиса. В каждом подразделении компании представлено более 500 сортотипоразмеров металлопродукции -по сути, это гипермаркеты стального проката. Поскольку наша деятельность максимально ориентирована на интересы потребителя и улучшение качества обслуживания, компания регулярно инвестирует значительные средства в приобретение новейшей компьютерной техники, внедрение современного программного обеспечения и технологий, модернизацию складских комплексов, закупку нового металлорежущего оборудования и транспорта, благоустройство территории СМЦ. Мы заинтересованы удовлетворить самые взыскательные запросы клиента, поэтому не только обеспечиваем на своих складах огромный товарный ассортимент, но и производим входной контроль качества продукции, комплектуем партии высокой сборности и комплектности, предлагаем различные схемы потребительского кредитования, предоставляем гибкие системы скидок, поставляем продукцию Just in time.

- В чем еще состоит особенность металлоторговли? Каковы минусы этого бизнеса?

- Необходимо отметить, что сейчас рынок металлов России является одной из самых быстрорастущих сфер отечественной экономики, а темпы его роста превышают рост российского ВВП. Однако специфика металлоторговли состоит в сравнительно длительном периоде оборачиваемости складских запасов, это достаточно инертный бизнес. Главная задача при длительном цикле - эффективность работы ресурсов. Важны тщательное формирование плана поставок, проведение анализа возможного спроса, объемов продаж, грамотное управление дебиторской задолженностью и т. д. Например, многие металлопотребляющие отраслевые предприятия имеют нестабильное финансовое положение, поэтому анализ кредитоспособности потребителя и своевременный возврат средств являются очень важной задачей. Один из весомых факторов успеха - грамотная логистика. Территориально распределенная сетевая структура и особенности расположения металлургических комбинатов на всей огромной территории СНГ от Молдовы до Хабаровского края приводят к существенному удорожанию металла при неправильном определении маршрута его движения и выборе поставщика. Ежемесячно управлением поставок управляющей компании производятся логистический анализ и тендерная закупка продукции. Иногда с целью оптимизации складских запасов мы поставляем продукцию в один из филиалов, а оттуда прокат перераспределяется в другие подразделения.

- Для бизнеса такого масштаба требуются солидные средства. Каковы источники финансирования деятельности компании?

- "ИНПРОМ" имеет достаточно крупный собственный капитал, который по результатам девяти месяцев достиг почти 600 млн. рублей и на 1 января 2005 года увеличится до 1 млрд. рублей. Также источниками финансирования являются банковские кредиты, средства, полученные в результате размещения корпоративных ценных бумаг. В апреле 2004 года нами был успешно размещен облигационный заем на сумму 500 млн. рублей сроком на три года. Эти средства были направлены на расширение филиальной сети. В этом году мы открыли пять новых подразделений в крупных городах, что позволит в 2005 году значительно увеличить продажи. На 1 октября активы предприятия превысили $100 млн.

- Что подтолкнуло вас к такому достаточно смелому шагу - стать публичной компанией?

- Во-первых, ОАО "ИНПРОМ" - компания с иностранным капиталом и западным стилем управления. В 2002 году совет директоров определил модель развития ОАО "ИНПРОМ" на российском и европейском рынках в качестве публичной компании. Помимо этого с развитием масштабов бизнеса актуальной становилась проблема его финансирования. Рынок металлов в последние годы имел тенденцию стремительного роста цен, возникали ситуации, когда поступающей выручки не хватало для новых закупок, а также формирования необходимого количества металла на складах во вновь открывающихся металлоцентрах. Поэтому с целью финансирования растущего торгового оборота в 2003 году приняли решение о необходимости размещения корпоративных ценных бумаг и формировании публичной кредитной истории. Реализация вексельной программы началась в августе прошлого года, когда был размещен первый транш векселей. Постепенно стоимость заимствований снижалась и сейчас составляет около 14%. Десятки инвесторов от ведущих российских банков до небольших инвестиционных компаний смогли убедиться в надежности вложений в наши ценные бумаги.

- Как прошла выплата первого купонного дохода по первому облигационному займу?

- Ровно через полгода, 22 октября, в полном объеме состоялась выплата первого купонного дохода по облигациям компании. Мы заботимся о репутации компании и имеем многолетнюю безупречную кредитную историю. Мы дорожим своим именем и намерены пунктуально выполнять свои обязательства.

- Какие новые проекты вы планируете в ближайшее время?

- Уже сегодня мы активно готовимся к выходу на международный фондовый рынок. Реализация этой программы запланирована на вторую половину будущего года. Минувшим летом в Лондоне были успешно проведены переговоры с Nominated Advisers о параметрах IPO, выбрана юридическая компания, которая будет проводить Due Diligence. В следующем году наш объем продаж достигнет $350 млн, что позволит нам войти в первую сотню компаний по объему продаж в секции AIM London Stock Exchange. Сейчас предприятие проходит сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001: 2000.

- Почему вы стремитесь выйти на международный фондовый рынок? Что это даст компании?

- Во-первых, мы ставим задачу роста капитализации предприятия. Безусловно, российский фондовый рынок еще очень слаб, в стране практически нет инвесторов, заинтересованных в приобретении акций компании, работающей не в "телекоме", нефтегазовой или сырьевых отраслях: мы не являемся Blue chip. На Западе индустрия металлосбыта хорошо знакома инвестиционному сообществу, там много публичных компаний, акции которых котируются десятки лет. Помимо этого в Европе и Азии имеется немало стратегических инвесторов, заинтересованных во вхождении на российский рынок. Поэтому мы изначально ориентируемся на IPO на AIM как наиболее верный путь для выполнения задачи максимизации стоимости компании.

- Спасибо за интервью и успеха вашему бизнесу.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости