Всего за год в Беларуси внутренним водным транспортом перевезено 3 млн.т грузов, что в 1,7 раза больше задания, предусмотренного Программой.развития внутреннего водного и морского транспорта на 2005-2010гг.
Как сообщает пресс-служба Минтранса, улучшились показатели использования судов. В транспортном процессе было задействовано 159 буксиров и барж, что на 14,4% больше, чем в 2004 году (55% от общего количества транспортного флота).
С целью приближения к потребителям строительного песка, добываемого из русел рек, в навигацию текущего года оборудовано 12 временных причалов, на которых переработано свыше 300 тыс.т грузов.
Поручения правительства Республики Беларусь по вопросам развития морских и речных перевозок в 2005г. выполнены.
На данный момент Советом Министров Республики Беларусь принято постановление о признании иностранных классификационных обществ и заключено соглашение с Российским морским регистром на обслуживание белорусского морского торгового флота.
В то же время, по информации пресс-секретаря Минтранса, в 2005 году в связи с ростом платежей за украинские буксиры практически прекращены перевозки калийных удобрений в порт Николаев. За истекший год между портами Беларуси и Украины перевезено всего 13,5 тыс.т экспортно-импортных грузов, в том числе 10,1 тыс.т калийных удобрений. Сегодня провозные возможности Белорусского речного пароходства по доставке этих грузов в обоих направлениях составляют 200-250 тыс.т. За навигацию имеющимся флотом можно перевезти до 100-130 тыс.т калийных удобрений в черноморские порты и столько же грузов обратно.
Перемещение части грузопотока калийных удобрений на речной транспорт способствует созданию конкуренции украинским железнодорожным перевозкам этих грузов. Перевозки удобрений водным транспортом позволяют сократить пробег вагонов - минераловозов, соответственно уменьшить их износ, что, при нехватке специализированного подвижного состава, является положительным фактором. Результаты проведенных в конце 2005г. переговоров дают предпосылки для оживления перевозки внешнеторговых грузов водным транспортом в 2006г.
В 2006г. Программой предусмотрено осуществить морские перевозки в объеме не менее 2,5 млн.т. В целях создания благоприятных условий для развития морских перевозок подготовлены проект Указа Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах создания морского торгового флота" и проект Указа Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по стимулированию поставок в порт или страну назначения внешнеторговой продукции Республики Беларусь". Для обоснования целесообразности создания морского торгового флота, Минтрансом подготовлен инвестиционный проект приобретения в 2006г. 2-х морских судов для Белорусского морского пароходства и ЗАО "Белорусская судоходная компания".
В рамках развития инфраструктуры водного транспорта продолжается реконструкция гидротехнических сооружений Днепро-Бугского канала. В 2006г. завершается реконструкция шлюза N 1 "Дубой" и начинается строительство шлюза "Кобрин". Выполнены работы по реконструкции Августовского канала и строительству второй очереди гребного канала в г. Бресте.
В результате выполнения мероприятий Программы в организациях водного транспорта улучшилось финансовое положение. Все организации водного транспорта, осуществляющие перевозки, за исключением РУП "Витебскречтранс", за истекший период 2005г. работали с прибылью. Темпы роста рентабельности организаций водного транспорта выросли на 3,2 процентных пункта по сравнению с 2004г.