Минтранс установил стоп-кран на самолеты

Сначала года вступило в силу постановление Минтранса РФ об обязательном оснащении авиалайнеров, пересекающих российское воздушное пространство, автоматическими аварийными маяками. Это постановление, принятое, по мнению экспертов, в пику запрету на полеты над Европой авиалайнеров с высоким уровнем шума, российское небо для иностранных компаний не закрыло. В первую очередь от него пострадали небольшие российские авиаперевозчики. Как рассказал "Гудку" Владимир Сигов, заместитель директора Мурманской авиационной компании, осуществляющей пассажирские перевозки на Кольском полуострове, чтобы оснастить самолет Ан-2 радиомаяком, требуется порядка 12 тысяч долларов. В то время как цена всего самолета после ремонта составляет 25 тысяч долларов. Кроме того, перевозчик столкнулся еще с одной проблемой: производители радиомаяков в ответ на просьбу предоставить техническую документацию на оборудование начали требовать безусловного заключения договоров и оплаты за установку маяков. Пока шли разбирательства, вертолет, который должен был доставить из отдаленного поселка Гремиха в Мурманск беременную женщину, не смог получить разрешение на экстренный вылет без этого оборудования.

Высокая стоимость установки радиомаяков пугает малые авиапредприятия до такой степени, что они просто отменяют рейсы. В Костроме самолеты "Костромского авиапредприятия" стоят в ангарах.

- Как это ни странно, но на наши вертолеты Ми-2 технически эти маяки сейчас вообще установить невозможно, - пояснил корреспонденту "Гудка" директор "Костромского авиапредприятия" Александр Лукин. - Конструкторская документация еще не поступила, а может, ее вовсе не существует. Поэтому мы сейчас не можем выполнять вылеты для оказания экстренной медицинской помощи. Вертолеты технически исправны, а вылететь на помощь людям мы не можем - нет маяков. В этой связи губернатор Костромской области обратился к министру транспорта Игорю Левитину с просьбой разрешить нам выполнять такие полеты, ведь предприятие не виновато в том, что вопрос с дооснащением бортов не проработан технически. Да и люди, которые ждут нашей помощи, тоже не виноваты. По словам Александра Лукина, сегодня врачи из-за решения властей вынуждены добираться до больных на машинах по 10 - 12 часов.

Распоряжение Минтранса ударило и по авиапредприятиям, занятым в сельском хозяйстве. Как рассказал корреспонденту "Гудка" директор компании "Волгоград СпецАвиа" Сергей Морозов, их компания не устанавливала и не будет устанавливать радиомаяки.

- Мы - сельхозавиация, возим только ядохимикаты и удобрения. Работаем всего 4 месяца в году, а нас хотят заставить заплатить за эти маячки около 4 миллионов рублей. Где мы такие деньги возьмем? Да и в принципе нам такая установка не нужна, потому что мы работаем в густонаселенных районах, в радиусе десяти километров! Если что случится с самолетом, об этом тут же нам доложат - как, когда и где он упал. Мы считаем, что этот приказ нужно пересмотреть. Для нас это нерентабельно и нереально.

- Ни один заказчик не возьмет на себя установку маяка, потому что она автоматически ляжет на стоимость авиационно-химических и прочих работ, -согласен с коллегой директор Брянского авиационного предприятия Александр Сай. - Хозяйства соответственно поднимут цены на свою продукцию, чтобы окупить свои расходы. То есть продукция производителей станет менее рентабельной.Однако, несмотря на проблемы, в Минтрансе не намерены пересматривать свое решение.

- Нет возможности оборудовать авиасуда радиомаяками, значит, не будут летать, - сказали корреспонденту "Гудка" в пресс-службе министерства. - За исполнением распоряжения следит Ространснадзор. Базы тех, кому разрешены полеты, а кому нет, постоянно пополняются. Кроме того, есть документация на все суда, которые должны быть оборудованы радиомаяками. Компании, которые совершают рейсы на местных линиях, в удаленные населенные пункты, тем более должны иметь радиомаяки. Их желание добиться послаблений или получить субсидии понятно, но таких решений мы не рассматривали.

По мнению Александра Чукина, специалиста Воздушного Агентства Центральных районов России, из-за того, что повсеместно внедряются эти маяки, многих ждет банкротство. Это решение уничтожает авиационно-химические работы в сельском хозяйстве.

Такие большие затраты сделают авиацию нерентабельной. В ближайшее время мы планируем провести специальное совещание с директорами авиакомпаний сельхозавиации, куда пригласим представителей от администраций областей и Минтранса. Надеемся, что к нашему мнению прислушаются. Сегодня существуют два варианта. Либо попросить профинансировать установки этих маяков из федерального бюджета, или изменить приказ и вывести из перечня обязательных к оборудованию маяками воздушных судов Ан-2, считает Александр Чукин.

По мнению Олега Пантелеева, руководителя аналитической службы агентства "АвиаПорт", такими маяками оборудуются суда, выполняющие полеты над морской, океанской поверхностью и безлюдной местностью. То есть там, где нет свидетелей, где трудно искать. В России под безлюдной малонаселенной местностью принимается вся территория страны. Власти перестраховались.

С другой стороны, авиакомпании до конца тянули с установкой этого оборудования. Консолидированного заказа на большую партию не было. В таких условиях снизить его себестоимость не представляется возможным.

Наверное, было бы оправданным, чтобы наши авиационные чиновники, принимая такие жесткие меры, во-первых, обеспечили бы консолидированный заказ на приборы и, во-вторых, для ряда компаний, которые работают в режиме служб быстрого реагирования, в том числе медицинских, в какой-то мере субсидировали приобретение и установку этого оборудования, считает аналитик.

По данным Минтранса, на 20 декабря прошлого года из 673 вертолетов гражданской авиации (а именно эти воздушные суда и составляют костяк санитарной авиации) лишь 96 были оборудованы маяками. То есть еще накануне Нового года было ясно, что 1 января ждать жителям России помощи с воздуха не стоит.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости