Из "Борисполя" ушли ревизоры, и начала работу примирительная комиссия. Но примиряемые не мирятся.
Проверки в аэропорту "Борисполь" больше не проводятся - аэропорт подал иск в Хозяйственный суд Киева, и 24 февраля суд приостановил работу ревизионной комиссии, созданной общим приказом Министерства транспорта и Госавиаслужбы. А 27 февраля по поручению Президента Виктора Ющенко была окончательно сформирована комиссия, призванная разрешить конфликтные вопросы вокруг ГМА "Борисполь". Возглавил еЈ министр экономики Арсений Яценюк.
"АэроСвит" и руководство ГМА "Борисполь" - главные участники конфликта.
Авиакомпания собиралась строить на земле, выделенной в 2004 году на территории аэропорта, новый терминал, а "Борисполь" выступил категорически против этого, заявив, что земля приобретена незаконно. С 2005 года длятся судебные тяжбы, и последнюю точку в деле должен был поставить Высший хозсуд 21 февраля, однако заседание было перенесено на 2 марта из-за самоотвода коллегии судей.
В 2006 году шквал обвинений в адрес руководства аэропорта - от нецелевого использования средств и ведения непрозрачной политики до подмены государственных интересов личными - вызвал проведение ряда проверок в "Борисполе". В начале года финансово-хозяйственную деятельность аэропорта проверяла комиссия Госавиаслужбы, созданная указом Президента, а 20 февраля по инициативе министра транспорта Виктора Бондаря была создана новая ревизионная комиссия, в состав которой вошли представители Гос-авиаслужбы, Минтранса, Минфина, Минэкономики, СБУ, Главного КРУ и других ведомств.
Примирительная комиссия была создана 20 февраля, когда после серии пикетов Секретариата Президента работниками "Борисполя" с требованием вмешаться в ситуацию замглавы Секретариата Анатолий Матвиенко пообещал в ближайшее время создать комиссию для проведения переговорного процесса со всеми участниками конфликта.
Тем временем из "Борисполя" изгнали ревизионную комиссию, создание которой инициировал министр транспорта Виктор Бондарь. Комиссия должна была провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности аэропорта и начала работу 20 февраля. Практически сразу же ГМА подал иск в Хозяйственный суд Киева с требованием "отменить общий приказ Госавиаслужбы и Минтранссвязи о проведении проверки в ГМА "Борисполь".
Как сообщил "Профилю" главный юрисконсульт "Борисполя" Сергей Дзубенко, суд вынес решение приостановить действие приказа до рассмотрения иска, назначенного на 22 марта. В Министерстве транспорта от комментариев отказались, сославшись на то, что все усилия сейчас направлены на разрешение конфликта в аэропорту. Похоже, с вмешательством в проблему Президента Минтранс действительно занял более умеренную позицию - с интернет-сайта министерства даже исчезла информация о начале работы ревизионной комиссии.
Однако проверки в "Борисполе" уже проводились - две недели назад закончила работу комиссия Госавиаслужбы (см. "Профиль" от 24 февраля 2006). "Профилю" удалось раздобыть копию документа, который источники называют черновым вариантом выводов комиссии. В документе подтверждаются все обвинения в адрес руководства аэропорта. По словам пресс-секретаря Госавиаслужбы Светланы Хачатуровой, глава ведомства Николай Марченко об этих результатах должен был сообщить лично Виктору Ющенко в ближайшее время. Но, по словам пресс-секретаря Президента Ирины Геращенко, все выводы, в том числе и результаты проверок, будут представлены г-ну Ющенко только после того, как примирительная комиссия получит предварительные результаты. "Президенту представят результаты в течение двух-трЈх недель, которые он отвЈл на работу комиссии. Это будут и результаты проверок, и выводы примирительной комиссии", - уточняет г-жа Геращенко.
2 марта комиссия уже провела первое заседание. В еЈ состав, кстати, вошли и представители компании "АэроСвит" как одного из главных фигурантов конфликта. Министр экономики предложил решить спорный вопрос со строительством частного терминала путЈм передачи государству 24% акций ЗАО "АэроСвит-терминал" (дочернего предприятия авиакомпании, оператора строительства терминального комплекса).
Назвав такую инициативу вполне реалистичной, председатель наблюдательного совета авиакомпании Арон Майберг заметил, что это не разрешит конфликта с "Борисполем".
"АэроСвит" обвиняет руководство аэропорта в ведении непрозрачной политики и неоднократных отказах от ранее достигнутых договорЈнностей. По словам г-на Майберга, авиакомпания выступает за подписание мирового соглашения, однако готова вообще отказаться от работы в "Борисполе" и рассмотреть возможность строительства терминала на другом аэродроме Киевской области. Оптимальным вариантом был назван Гостомель.
Руководство "Борисполя" такую инициативу только приветствует. "Пускай летают из Гостомеля, это и будет настоящая конкуренция", - говорит финдиректор ГМА "Борисполь" Наталья Гомбалевская.
Как сообщил "Профилю" руководитель пресс-службы авиакомпании Сергей Куцый, все шаги по этому вопросу будут приниматься после того, как "АэроСвит" получит завизированный всеми участниками протокол совещания. "Только после этого мы подготовим экономическое обоснование проекта для г-на Яценюка, оно пройдЈт экспертизы Минэкономики и Минтранса, и потом Президенту будет представлено базовое предложение", - говорит г-н Куцый.
Тем временем 3 марта Высший хозсуд наконец завершил рассмотрение дела "Борисполь"-"АэроСвит", однако решение не успели зачитать и процедуру перенесли на 9 марта. По словам представителей компании "АэроСвит", если решение вынесено в пользу ГМА "Борисполь", они и дальше будут оспаривать дело в судах.