Минтранс намерен создать национальный авиахолдинг. Планируется, что этот проект будет реализован за счет консолидации государственных пакетов акций авиаперевозчиков под управлением "Аэрофлота".
Так заявил в пятницу директор департамента гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса Карл Руппель, Росимущество уже обратилось в транспортное ведомство с предложением начать консолидацию государственных авиаактивов. В пятницу этот проект обсуждался на первом заседании Совета Минтранса по совершенствованию функционирования гражданской авиации.
"Оптимальным решением создания конкурентоспособного национального авиаперевозчика является внесение акций либо имущественных комплексов авиакомпаний, находящихся в собственности России, в уставный капитал одного крупного перевозчика", - заявил Карл Руппель. Глава Минтранса Игорь Левитин отметил, что укрупнение российских авиакомпаний необходимо и для формирования заказов на продукцию Объединенной авиастроительной корпорации (OAK).
Напомним, что сейчас авиаперевозками занимаются 57 ФГУП, а также 51 акционерное общество с участием государства. В 26 из них Росимуществу принадлежат 100% акций. Решение о механизме консолидации этих активов чиновники на заседании совета принять не смогли.
Часть экспертов отнеслась к планам Минтранса со скептицизмом. Аналитик компании "Инфомост" Дмитрий Манаков заявил "Гудку", что такие объединения госпакетов имеют смысл, "только если осуществляются рыночным способом". "Процесс консолидации авиакомпаний уже идет, и нет смысла его подталкивать "сверху", - считает он. - Задачей госорганов является содействие развитию аэропортовой инфраструктуры".
Схожую точку зрения высказал и вице-президент Евразийского транспортного союза Олег Дунаев: "Эффективнее было бы развивать конкуренцию между 2-3 крупными компаниями, работающими на международных рейсах". Он добавил, что "основным принципом работы госорганов должно стать создание условий для приобретения нового летного парка. И не важно, поставит его OAK или Boeing, потому что пассажира волнует не бренд, а комфорт и безопасность".
Заместитель генерального директора авиакомпании "Аэрофлот" Лев Кошляков заявил "Гудку", что процесс консолидации госпакетов авиакомпаний под управлением "Аэрофлота" "не приведет к созданию супермонополиста, который задушит других авиаперевозчиков". "Мы не планируем сейчас консолидацию госпакетов ни "Сибири" (25,5% акций в госсобственности. - "Гудок"), ни "Красноярских авиалиний" (51% акций)", - подчеркнул он.
Как сказал Лев Кошляков, идет работа по консолидации госпакетов акций авиакомпаний "Ямал" и "Дальавиа". Собрание акционеров "Аэрофлота" 15 июня должно будет обсудить вопрос о допэмиссии акций с тем, чтобы обменять их на акции вышеназванных авиакомпаний.
Напомним, что глава "КрасЭйр" Борис Абрамович сейчас пытается строить независимый от государства авиахолдинг.