Как стало известно RBC daily, туристическая компания "Интурист" ведет переговоры о покупке концерна "Соби", занимающимся продажей авиабилетов и обслуживанием корпоративных клиентов. "Соби" входит в десятку наиболее крупных продавцов билетов "Аэрофлота". Это уже не первая попытка "Интуриста" расширить свое присутствие в этом сегменте рынка. Активизацию холдинга на рынке его участники и эксперты объясняют желанием создать сильное подразделение, которое будет заниматься вопросами перевозки, а также стремлением быстро увеличить капитализацию компании.
Компания "Интурист" входит в структуру АФК "Система" (которой принадлежит 70% акций) и занимается выездным, внутренним и въездным туризмом, оказывает транспортные услуги. Оборот компании в прошлом году превысил 100 млн долл. По официальным данным, "Интурист" занимает порядка 10% рынка въездного туризма. В структуре компании - 15 собственных и 25 франчайзинговых офисов, 46 дочерних компаний в регионах и 7 за рубежом, а также собственный транспортный парк. Ежегодно "Интурист" обслуживает порядка 400 тыс. туристов. В последнее время туристический холдинг сконцентрировал свое внимание на покупке активов, связанных с авиаперевозками и торговлей билетами. Так, в начале года он приобрел 51% акций компании "Мегаполюс-Авиачартер" и до 2007 года планирует увеличить ее объемы перевозки вдвое - до 240 тыс. чел. При этом и "Интурист", и продавец авиаброкера - UTE Megapolus Group имеют по 25% мест в структуре продаж компании. Также холдинг вел переговоры о покупке за 2 млн долл. контрольного пакета акций Домодедовского агентства воздушных сообщений (ДАВС), имеющего долю в 3% на тикетинговом рынке. Впрочем, сделка так и не состоялась - по утверждению руководства ДАВС, его не устроили условия "Интуриста".
Новый объект, заинтересовавший холдинг, - концерн "Соби". Он работает на рынке с 1991 года и выступает официальным агентом "Аэрофлота", а также занимается продажей билетов на международные и внутренние рейсы других компаний и обслуживанием корпоративных клиентов. По оценкам экспертов, оборот концерна составляет около 50 млн долл. Факт переговоров RBC daily подтвердил анонимный источник, знакомый с данной ситуацией. По его словам, "Соби" интересует "Интурист" прежде всего как игрок, работающий с корпоративными клиентами - их сейчас, по официальной информации, порядка 1,5 тыс. "К тому же "Соби" - один из лидеров на рынке перевозок", - добавил собеседник RBC daily. Участники туристического рынка считают, что в данном случае речь идет о продаже концерна за 1,5-2 млн долл. "Полагаю, причина также в большом объеме продажи билетов "Аэрофлота", - прокомментировал RBC daily генеральный директор компании "Авиачартер" Михаил Шаманов. - Кроме того, у "Соби" существует сеть офисов в Москве и Санкт-Петербурге, представительства в других регионах (имеются в виду офисы в Южно-Сахалинске и Хабаровске. - Прим. RBC daily)".
Причина интереса к компании "Соби" очевидна: "Интурист" таким образом расширяет свое присутствие в сегменте тикетинга. На данный момент доля самого холдинга как продавца билетов сравнительно невелика, а объем продаж не превышает 6 млн долл. Генеральный директор компании "Инна Тур" Дмитрий Горин считает, что скупка готовых активов свидетельствует о намерении обеспечить себе максимально широкий охват рынка. "Если сделка с "Соби" будет заключена, то "Интурист" получит всех поставщиков билетов и корпоративных клиентов, а "Соби", в свою очередь, - значительный стимул для продвижения на рынке", - сказал он RBC daily. Сходного мнения придерживаются и аналитики рынка. "Продажа авиабилетов туристической компанией - хотя и не профильный бизнес, но характерный для многих турфирм, - прокомментировал RBC daily ведущий аналитик департамента консалтинга РБК Станислав Мирин. - Авиаперевозки - составная часть турпродукта, кроме того, система дистрибуции турпутевок аналогична в целом системе дистрибуции авиабилетов. Поэтому скупка авиаброкеров и компаний, занимающихся продажей авиабилетов, - вполне естественное развитие бизнеса для турфирмы". По мнению других экспертов, билетное направление было выбрано еще и потому, что это относительно недорогой бизнес, но дающий возможность значительно увеличить клиентскую базу и получить готовые сбытовые каналы. "Для расширяющегося холдинга это станет хорошим дополнением к основному бизнесу", - считает Валентин Крохин из департамента консалтинга РБК.
Об этом же свидетельствуют последние сделки и переговоры "Интуриста". Так, по словам Михаила Шаманова, в "Интуристе" рассматриваются вопросы развития собственной сети офисов по продаже авиабилетов и даже лизинговых программ. Впрочем, последнее не совсем укладывается в выбранную стратегию. Аналитики и участники рынка также выразили недоумение в связи с этим: по их мнению, можно говорить о приобретении чартерного перевозчика или в качестве акционера какой-либо авиакомпании приобретать в лизинг самолеты. Но на туристическом рынке такие случаи весьма редки. К тому же если такой проект будет осуществляться, это значит, что холдингу придется заниматься 100%-ной загрузкой этих бортов.
Что же касается тикетинговой сбытовой сети, то, по мнению Дмитрия Горина, на ее создание у "Интуриста" может уйти от одного года до двух лет при условии проведения агрессивной политики на рынке. По неофициальным данным, перед холдингом поставлена задача в ближайшие несколько лет увеличить свою выручку до 500 млн долл., после чего его будут готовить либо к IPO, либо к продаже. Собеседники RBC daily считают, что выручки в 500 млн долл. холдинг сможет достичь за три-четыре года, и скупка билетных брокеров - один из наиболее приемлемых способов достижения этой цели.