Во вторник на заседании столичного правительства Юрий Лужков раскритиковал идею так называемых "умных дорог" - по мнению мэра, в пробках на дорогах скорее виноваты сотрудники ГИБДД. Мэр доказывал это с такой убежденностью, что глава столичных гаишников генерал Сергей Казанцев под конец заседания даже смотреть в его сторону боялся.
"Умная дорога" - на языке чиновников "система автоматизированного управления дорожным движением" - представляет собой сеть радиоэлектронных детекторов, данные с которых поступают на компьютерный сервер в режиме реального времени. Сами детекторы сканируют дорожный поток и выдают раз в минуту три параметра: скорость потока, его занятость и количество транспорта на дороге. Помимо светофоров движение на дороге контролируют специальные управляемые дорожные знаки. Если датчики движения фиксируют затруднение, дорожные знаки в автоматическом режиме изменяют существующую схему движения и тем самым уменьшают приток транспорта к зоне затора. Кроме того, по всему городу предполагается разместить сеть огромных мониторов, через которые система должна предупреждать водителей об образовавшейся впереди пробке. В дальнейшем транспортники предлагали передавать эту информацию еще и по радио. Первые такие системы были установлены на Дмитровском шоссе и МКАД. За год ее использования на Дмитровке средняя скорость движения увеличилась на 15-20%.
- Впрочем, сейчас на Дмитровском шоссе опять образовались пробки, - признался кабинету московских министров руководитель Центра организации дорожного движения столицы Сергей Попов. - Но это только потому, что система должна работать комплексно, по всему городу. Сегодня мы начинаем оборудовать ею Третье транспортное кольцо. На оснащение всей столицы надо около 2 миллиардов рублей.
- Позвольте, прервал докладчика Юрий Лужков. - Зачем вы ставите систему управления светофорами на 3-м кольце, где у нас вообще нет ни одного светофора. Если же их поставить на въездах, то передвигаться в Москве будет можно только по 3-му кольцу, а все подъезды будут просто стоять.
За авторов проекта решил заступиться начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев. Он сообщил, что подобная система "Старт" работает в Москве еще с советских времен и очень помогает им в работе. Но мэра эти аргументы не устроили.
- О какой автоматизации мы говорим, - возмутился мэр. - У нас даже знаков нормальных на дороге нет, не разберешься куда ехать. А работа ваших подчиненных, генерал? Вообще существуют нормативы их выезда для разбора ДТП? Машины стоят часами и создают пробки. Что еще нужно дать ГИБДД, чтобы ее сотрудники нормально заработали?! Мы вам уже даже дирижабли дали. В общем, если не наладите работу своих подчиненных, то у вас лично нет никаких перспектив, а вся автоматизация дорог накрывается медным тазом.
Впрочем, немного остыв, идею внедрения автоматизированного управления дорожным движением мэр согласился обсудить еще раз - после ее серьезной доработки.
Трассы, которые первыми станут "умными"
1. Садовое кольцо
2. Бульварное кольцо
3. Третье транспортное кольцо
4. Ленинский проспект - улица Большая Якиманка - улица Моховая
5. Можайское шоссе — Кутузовский проспект - улица Новый Арбат
6. Рублевское шоссе - Аминьевское шоссе - улица Лобачевского - улица Обручева - Балаклавский проспект
7. Волоколамское шоссе
8. Ленинградское шоссе - Ленинградский проспект - 1-я Тверская-Ямская улица - улица Тверская
9. Дмитровское шоссе - улица Бутырская - улица Новослободская - улица Долгоруковская
10. Ярославское шоссе - проспект Мира
11. Щелковское шоссе - улица Б. Черкизовская - улица Преображенская - улица Стромынка - улица Русаковская - улица Краснопрудная - проспект Сахарова
12. Шоссе Энтузиастов - улица Сергия Радонежского - улица Николоямская
13. Варшавское шоссе
Средняя скорость движения в Москве - 33 км/час
Специалисты НИиПИ Генплана Москвы подвели первые итоги трехмесячного анкетирования московских водителей.
Выяснилось, что за последние 10 лет москвичи стали больше пользоваться личным транспортом, но при этом среднее количество поездок в день у них резко сократилось. Так, если в 90-х годах среднестатистический автовладелец совершал в день 3-4 переезда и тратил на дорогу от дома до работы около 33 минут, то теперь он садится за руль не больше 2-3 раз в день и добирается до работы не меньше, чем за 45 минут. При этом из дома москвичи предпочитают выходить с запасом времени, планируя потратить на всю дорогу около 66 минут.
Согласно ответам автовладельцев, за последние годы в городе резко сократилась и средняя скорость движения транспорта. Так легковые автомобили при разрешенной скорости движения в столице в 60 км/ч, передвигаются по городу со средней скоростью в 33 км/ч. Общественный транспорт ездит еще медленнее - 22 км/ч.
Резко увеличилось время, которое москвичи тратят на дорогу от своего подъезда до ближайшей остановки. В 90-х годах на это уходило от 4 до 5 минут, а теперь около 8. Также увеличилось и среднее расстояние, преодолеваемое москвичами от дома до работы. В 90-х годах этот маршрут занимал 15 километров, а сейчас около 24.
- Самое неприятное, что москвичи перестали "консервировать" машины на зиму и личным авто большинство горожан регулярно пользуется в среднем 10 месяцев в году, - рассказала "Известиям" заведующая сектором развития пассажирского транспорта НИиПИ Генплана Елена Боровик. - Снизился и средний возраст водителей: в 80-х годах он составлял 48 лет, сейчас - 32. Все полученные нами данные просто бесценны. Отталкиваясь от них, мы будем составлять новый Генеральный план Москвы до 2025 года и комплексную систему транспортного развития города до 2015 года.
Кстати, как выяснилось из опроса, больше всего москвичей раздражают турникеты в общественном транспорте.
Анатолий Гусев
"Известия" от 12.07.2006