Как мы теряли российские грузы

В начале девяностых, когда Латвия только-только вставала на ноги, различные экономисты говорили, что наша республика станет страной транзита и банков. Если с кредитными учреждениями у нас все в порядке, то вот с транзитом очень большие проблемы. Фактически отрасль с конца девяностых находится в кризисе, из которого самостоятельно выбраться не в состоянии.

Латвии повезло: ей досталось хорошее место под солнцем и в наследство от бывшего СССР - развитый и хорошо оснащенный портовый комплекс, который был практически заново создан в 70-80-е гг., после окончания "холодной войны" и падения "железного занавеса". Поскольку у Латвии нет ни развитой совpеменной промышленности, ни сырьевых запасов, она может предложить на мировом рынке преимущественно только свои транспортные услуги.

1995 г. стал самым лучшим в истории латвийского транзитного бизнеса. Тогда через нашу страну прошло более 41 млн. тонн грузов. Именно транзит был одним из самых важных и стабильных источников национального дохода. По оценкам экспертов, стоимость грузов, проходивших в течение 1995 г. через Латвию, составила порядка 5 млрд. долларов. Около 10% этой суммы осталось в стране в качестве платы за услуги.

Но "золотое время" быстро кончилось. Уже в конце 90-х возникли первые проблемы. Связаны они в основном с политическими конфликтами Латвии и России, недальновидными действиями отечественных чиновников и стремлением России основать собственную портовую инфраструктуру.

Первый удар по латвийскому транзиту нанесли российские политики. В 1996 г. они отменили скидки по тарифам на транспортировку грузов в направлении латвийских гаваней. Этот шаг моментально сделал более дорогой отправку грузов через Латвию.

В 1998 г. россияне приняли новые тарифы в отношении всех гаваней стран Балтии. В результате отправлять продукцию стало чрезвычайно невыгодно. Таким образом, восемь лет назад от нас полностью ушли все виды металлов, поставляемых из России на Запад.

Но самый мощный и практически сокрушительный удар отрасль получила в 2002 г. Тогда Вентспилс перестал получать нефть по трубопроводу из Полоцка. Местные политики кричали на всех углах, что россияне мстят Латвии за ее неуступчивость и пытаются надавить на независимое государство. На самом деле все оказалось куда проще: россияне построили современный нефтеналивной терминал в Приморске, подвели к нему трубу и, никому не платя бешеных денег за транзит, стали отправлять черное золото западным покупателям.

В 2003 году шли разговоры о том, что потерянную нефть Вентспилс получит за счет железнодорожных перевозок. Однако отправка ископаемого в цистернах, обслуживание и перевалка груза оказались слишком дорогими. Поэтому уже в 2005 г. железная дорога перестала направлять цистерны с нефтью в наши гавани.

А раньше, в мае 2004 г., "доброе дело" для транзитников сделали и местные чиновники. Для того, чтобы Латвия могла принимать из третьих стран и отправлять дальше продукты питания животного происхождения, ей нужно было обустроить пункты санитарного контроля в портах и на границе. Но, естественно, нашим должностным лицам было не до этого. Пункты к означенному сроку не были оборудованы, а грузы ушли в Литву.

Теперь вот общество наблюдает еще за одним приступом тяжелой болезни в отрасли. В Вентспилсе поссорились торговый порт, АО Kalija parks и OOO LSF Holdings. В результате конфликта, который довел стороны до суда, на железной дороге стоят очереди вагонов с углем и калийными удобрениями. Когда он разрешится, неясно.

Вот так год за годом вгоняются гвозди в гроб латвийского транзита. Сможет ли отрасль выйти из затянувшегося кризиса или на нее уже можно махнуть рукой, как на местную промышленность? Хотелось бы верить, что все наладится и лихорадка рано или поздно закончится.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости