Если гараж - роскошь / Столица намерена решить вопрос нехватки парковок "механически". СТРАНА.РУ

Ситуация с местами для парковки в Москве стала поистине катастрофической. И время тут не лечит - все больше и больше москвичей обзаводится личным транспортом. Остроту проблемы пытались снять при помощи "ракушек" и "пеналов", но они в итоге лишь добавили головной боли коммунальщикам. И вот стало известно, что в активную фазу вступает проект создания в столице системы механизированных парковок. Правительство Москвы поручило двум своим Департаментам - транспорта и градостроительства - создать рабочую группу по разработке и внедрению этой системы. Что же представляет из себя эта инициатива городских властей и каково ее технологическое воплощение?

Парковочный дефицит

Давно известно о дурном влиянии на москвичей квартирного вопроса. В последние годы их жизнь здорово подпртил и вопрос гаражный. Парковочных мест, а тем более помещений катастрофически не хватает. Согласно старым установкам гаражного строительства на тысячу жителей должно быть построено 210 машиномест, но и недавнее изменение этих правил, увеличивающее норму до 330 машиномест, не решает проблемы. Даже при условии выполнения этих требований, потребности граждан не удовлетворяются, особенно если учесть, что теперь московские семьи нередко имеют не одну, а две и даже три машины.

В гаражном вопросе существует два проблемных момента, с которыми приходится сталкиваться жителям любого мегаполиса. Первый возникает, когда автовладелец прибывает на место работы. Основная часть государственных учреждений и коммерческих организаций сосредоточена в центральной части города и в будние дни эти районы буквально запружены легковыми машинами. По словам Марии Проценко, представителя столичного Департамента транспорта, припаркованные у обочин авто занимают, как минимум, 15% уличнодорожной сети. Казалось бы, решением является строительство подземных стоянок, но, как правило, этому препятствуют архитектурные особенности окружающего пространства и обилие подземных коммуникаций - все-таки в историческом центре нелегко вкопать в землю столь крупное сооружение, как подземный гараж.

Не менее сложная проблема с размещением машины встает перед автомобилистом, когда он попадает в район, удаленный от центра. На столичной периферии вопрос хранения авто долгое время каждый житель решал индивидуально. Многие отдали предпочтение гаражам-"ракушкам". Однако, по общему мнению городской администрации и жителей дворов, где эти боксы установлены, подобные конструкции грубо нарушают облик столицы и часто занимают место, предназначенное для детских площадок и зеленых зон.

Получившие широкое распространение платные охраняемые наземные стоянки, активно вытесняются жилищным строительством, что, кстати, не только сокращает площади парковок, но и увеличивает число машин. По данным, оглашенным на недавней конференции "Альтернативные источники энергии для больших городов", на данный момент в столице зарегистрировано 3 млн транспортных средств и ежегодный прирост составляет 500 тысяч или 16-18%.

Властями Москвы разрабатывается и внедряется целый ряд программ по преодолению дефицита парковочных мест. Среди них программа "Народный гараж", включающая в себя целый комплекс мер по обеспечению автовладельцев местами для хранения личного транспорта. И вот недавно в рамках этой программы правительство Москвы обратило внимание на такой метод размещения автомобиля как механизированная парковка.

"Механическое" решение

Впервые о возможности создания сети таких стоянок упомянул в июне этого года мэр Москвы Юрий Лужков. Случилось это после того, как ему продемонстрировали в действии корейский вариант так называемой smart parking. "Они вполне способны расположиться вблизи домов, около глухих торцевых стен, что позволит убрать многочисленные "ракушки", - рассудил столичный градоначальник.

И вот в конце сентября правительством Москвы было принято решение о внедрении системы механизированных парковок. Деятельность по подготовке и осуществлению экспериментального проекта данной системы была возложена на городские Департамент транспорта и связи и на Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции.

По информации агентства "Интерфакс" в настоящий момент определяется потребность города в механизированных парковках. Префектурам административных округов Москвы поручено подобрать не менее десяти земельных участков, а в Зеленограде не менее двух, для размещения и испытания пилотной партии таких сооружений. Планируется, что эксперимент продлится до 2008 года, и в случае, если он будет признан успешным, в городе начнется более масштабное внедрение стоянок подобного типа.

Тендерным комитетом Москвы уже объявлен конкурс на изготовление партии таких конструкций. В качестве наиболее вероятного исполнителя этого заказа называется "Тушинский машиностроительный завод", который уже неоднократно реализовывал технологические городские проекты. Однако стоит отметить, что у целого ряда российских производителей уже есть опыт по созданию механизированных паркингов. Несколько лет назад такая конструкция была установлена Щербинским лифтостроительным заводом на Ленинском проспекте. Подобные заказы выполняет и питерское ООО "БИКС".

Первая отечественная механизированная парковка была построена НПЦ "Манипулятор" в 1993 году, в Москве, на Скаковой улице. На площади 100 кв.м. могли разместиться 32 легковых автомобиля. Этот проект, как и стоянка, построенная через два года на территории "Экспоцентра", был разработан НПО "Молния", некогда участвовавшем в работе над космическим челноком "Буран". Проект стоянки носил название "МАС-251" и его характеристики в наибольшей степени напоминают тот вариант парковки, который запланировано опробовать в рамках городской программы гаражного строительства.

Куда ставить?

Новые парковки будут представлять из себя вертикальные стальные каркасы. Возможны два типа конструкции: обшитая внешними панелями и открытая. Очевидно, что эти параметры влияют не только на степень защищенности автомобиля, но и на стоимость постройки, а как следствие - и на цену одного машиноместа.

Машины ставятся в индивидуальные подвижные боксы, которые перемещаются между этажами конструкции. На каждом этаже смогут разместиться два автомобиля, а все строение будет иметь от 6 до 12 уровней. Правда, технически возможны и варианты с меньшей этажностью. Для обслуживания такого механизма требуется всего один оператор. И выдача машины владельцу занимает не более полутора минут.

Предполагается, что московские механизированные парковки будут использоваться для хранения автомашин среднего и бизнес-класса, а также автомобилей типа Jeep. Класс машин и их количество определяется для каждой постройки индивидуально. Это является одной из положительных особенностей такой парковки: легкость изменения технических характеристик и удобство монтажа позволяют избежать трудоемких и загрязняющих окружающую среду строительных работ.

Конечно, главное преимущество механизированной стоянки - компактность. Отсутствие подъездных пандусов и прочих архитектурных элементов, необходимых для бетонных многоярусных гаражей позволяет размещать эти парковки в местах плотной застройки. К тому же внешний облик таких строений вполне отвечает требованиям современного техногенного дизайн, столь активно распространяющегося в современных городах.

По мнению заместителя главы Департамента градостроительной политики Константина Королевского, цена постройки одного машиноместа в таком гараже может в среднем составить 15 тыс. долларов. В центре такой проект окупится довольно быстро, что делает механизированные парковки привлекательными для инвесторов. Это важно, так как на сегодняшний день 90% столичных гаражей возводятся именно на инвестиционной основе. Особенно перспективным видится использование автоматизированных парковок при зданиях коммерческих организаций и госучреждений, с расчетом, на то, что они будут активно эксплуатироваться служащими. Также представитель Департамента отметил, что все средства, поступающие в бюджет от инвесторских парковок, идут на расширение муниципального гаражного хозяйства.

Поскольку механизированные стоянки должны прийти на смену "ракушкам" и прочим устаревшим индивидуальным гаражам, правительством Москвы предусмотрена система, по которой "гаражевладелец" в обмен на площадь, занимаемую его "пеналом", будет получать место на автоматизированной муниципальной парковке, либо денежную компенсацию, эквивалентную стоимости ликвидируемого строения. Кроме того, согласно Городской целевой программе на 2005-2007 годы парковочные места в новых гаражах будут передаваться гражданам, проживающим в соседних с ними домах, по договору социального найма, либо в долгосрочную аренду с правом выкупа. Помимо территорий вокруг учреждений и жилых районов, в качестве объектов для размещения механизированных паркингов рассматриваются и подэстакадные пространства.

На данный момент трудно оценить, каким будет отношение автовладельцев к экспериментальной инициативе столичных властей. Очевидно, что в качестве "перехватывающих" стоянок в центре такие конструкции частично смогут решить проблему загруженности улиц бессистемно припаркованными авто. Но возможно, что долгосрочное хранение транспорта на таком месте не устроит российского автовладельца, с давних пор привыкшего считать домашний гараж своей "крепостью".

Сергей Рыбка

"Страна.ру" от 13.10.2006

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости