Системы спутниковой навигации

Расходы на транспорт являются едва ли не самыми значительными в любой компании, перевозящей грузы, будь то собственник или экспедитор. Существенно сократить затраты на топливо, рассчитать оптимальный маршрут доставок, проследить за правильностью действий водителя и попутно решить многие другие задачи поможет система спутниковой навигации

Если в Европе бум на системы спутниковой навигации уже прошел, то российский рынок подобных устройств активно развивается. Потребность в нововведениях сейчас наблюдается в любой компании, не только в такой, чья деятельность напрямую связана с транспортными услугами. В отслеживании и контроле своих машин нуждаются и на промышленных заводах, и на сельскохозяйственных предприятиях, и в строительных компаниях, и в организациях общественного городского транспорта. Также ощущается потребность в мониторинге паромов и яхт. В данной статье мы подробнее остановимся на системах, устанавливаемых на автомашинах, и выполняющих функции слежения, контроля расхода топлива и деятельности водителей.

Компании, которые внедряют у себя системы спутниковой навигации (ССН), можно разделить на два типа: те, у кого небольшой автопарк (до 15-20 машин) и владельцы большого числа транспортных средств. У небольших компаний обычно нет своей службы логистики, но, как правило, есть один сотрудник, распределяющий автомобили между маршрутами. В такой ситуации фирма может передавать администрирование системы на аутсорсинг. На больших предприятиях администрированием информации, получаемой от систем, занимается служба логистики или IT-отдел.

В крупных компаниях, как правило, установлена ERP-система, и система навигации может поставлять "снятые" с машины данные напрямую в систему учета. Существует вариант установки ССН с открытым интерфейсом, когда собственный IT-отдел компании дописывает необходимые настройки без помощи установщика. Фактически для того чтобы система работала, нужен один обыкновенный компьютер с выходом в интернет и сотрудник, который будет с нужной периодичностью получать и анализировать данные. Впрочем, система может работать и вовсе без участия человека. Будет ли руководитель предприятия раз в неделю получать полный отчет о состоянии своего автопарка или диспетчер вести оперативный контроль и влиять на текущую ситуацию - все настройки задаются в системе в зависимости от специфики предприятия и пожеланий руководства.

Работает система следующим образом: со спутника GPS раз в две секунды приходит координата. В кабине водителя устанавливается блок - маленький компьютер, который способен анализировать около 70 параметров и выдавать "события": дистанция пройдена, совершен поворот, сработал датчик и т. п. в зависимости от пожеланий и нужд клиента. Сам блок все, что с ним происходит, передает по GPRS на сервер, а если связь оборвалась, записывает эту информацию внутрь себя, где она и хранится, пока связь не восстановится. Критические события, которые клиент выбрал при установке, блок оперативно передает через SMS-канал. В любой момент времени диспетчер может запросить информацию о том, что происходит с системой, а система, помимо передачи данных, уже сама определит, есть ли связь с блоком, и выберет оптимальный для нее путь.

Обычно клиентов мало волнуют технические подробности устройства. Главное, чтобы система работала без сбоев. Но проблемы возможны. Несмотря на то что блок - механизм не хрупкий, защищенный резервным аккумулятором и датчиком на вскрытие, исправность его работы может пострадать от действий водителя. Однако любые операции водителя - переполюсовка, неверная подача напряжения, "укол" шокера, попытка вытянуть антенну, вставить в нее иголку или отключить питание - будут записаны с привязкой к месту и времени внутрь блока, откуда стереть их нереально. Таким образом, "борьба" с автоматикой сразу может быть замечена руководством. Поэтому после установки блока (а компании стараются держать это в тайне от сотрудников максимально возможное время) фирма может столкнуться с массовыми увольнениями сотрудников. Организации очень неохотно идут на то, чтобы брать деньги за оборудование с сотрудников, хотя на самом деле верная работа системы - личная ответственность водителя.

В течение первых нескольких месяцев работы системы клиент, как правило, не верит в используемые высокие технологии, и компания-производитель каждый раз вынуждена доказывать, что проблемы возникают не из-за ее оборудования. Лучше, если в системе будет предусмотрена возможность предоставления четких, ясных доказательств исправности ее работы, которые пользователь сможет получать самостоятельно, сидя за монитором, без вызова инспекции.

В нашей практике был интересный случай, когда одна крупная компания обвинила нас в том, что наша система подсчитывает пробег ошибочно (чуть ли не на 50%). Мы привезли специальное устройство для проверки и доказали, что на самом деле погрешность в вычислениях составляла меньше доли процента.

Перед нами, конечно, официально извинились. Выяснилась и причина претензии: в нужное время водитель выходил из кабины, выдергивал тросик из устройства по подсчету пробега, и километраж начинал наматываться. Разумеется, перед возвращением на базу все было в порядке.

Справедливости ради также надо отметить, что проблемы могут быть вызваны не только саботажем водителей, но и неверной установкой самой системы, ведь блок - устройство сложное. Именно поэтому советуем обращаться в проверенные компании, имеющие большой опыт работы на российском рынке.

Координаты объекта определяются с точностью 10-30 м в зависимости от погодных условий и расположения спутников. Помимо координат, приемник позволяет вычислять скорость движения объекта, географическое направление и другие параметры. Кроме того, сигналы спутников GPS содержат сигналы точного времени.

Законодательство РФ в части использования навигационных систем, картографии и других средств определения своего местонахождения в настоящее время весьма сложно и противоречиво. Так, использование любых систем с точностью более 30 м юридически запрещено, однако фактически этот запрет не действует. Серийные GPS-приемники для массового потребителя уже давно перешагнули 30-метровый предел и, несмотря на это, свободно продаются в России.

26 февраля 2003 года Государственная комиссия по электросвязи (ГКЭС) Минсвязи России рекомендовала отменить все ограничения на использование индивидуальных приемников спутниковой навигации, в том числе встроенных в сотовые телефоны и бортовое оборудование транспортных средств. Ожидается, что рекомендации комиссии будут внесены в подготовленный Мининформсвязи России проект постановления Правительства.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости