Союз бакалейщиков

Как конкурировать с большим соседом

Владельцам одиночных магазинов все сложнее конкурировать с крупными торговыми сетями. У них нет раскрученной марки, распределительных центров, инструментов давления на поставщиков и возможности привлечь стратегических инвесторов. Единственный шанс сохранения независимости - в объединении усилий.

Миссис Черити, вы за"были ваши куриные крылышки!" - догоняет старушку продавец с упаковкой курятины. Мальчик помнит не только клиентку, но и ее привычки: в этот день миссис Черити почему-то не подошла к его прилавку.

Впрочем, даже при столь щепетильном отношении к покупателям, несетевой магазинчик, расположенный в двух километрах от гигантского дискаунтера Wal-Mart, мог бы прогореть. (По статистике открытие одного магазина Wal-Mart в США "убивает" 40 мелких ритейлеров в округе.) Спасла торговую точку вывеска IGA - Independent Grocery Alliance - владелец входит в союз бакалейщиков, объединяющий 4400 независимых магазинов в 44 странах, что позволяет его членам закупать товары по ценам, сопоставимым с ценами глобальных сетей.

В мае 2004 года мастер-франшизу IGA на Россию приобрела оптовая компания "Хороший выбор". Первый магазин под корпоративной вывеской должен открыться в ближайшее время - сейчас заканчивается процедура регистрации марки в России. Хозяева небольших магазинов заинтересовались проектом, как раньше интересовались всеми предложениями крупных российских сетей ("Пятерочка", "Перекресток", "Копейка") о франчайзинге. Несмотря на то что "Хороший выбор" не имеет собственной розничной сети и не является крупным дистрибутором, уже 30 ритейлеров подали заявки на сотрудничество - они готовы ухватиться за соломинку, чтобы сохранить свой магазин.

Вместе мы сила

Сегодня в Москве 5500 независимых продовольственных магазинов. Постепенно они отступают под натиском динамично растущих компаний - "Перекрестка", "Седьмого континента", "Копейки", "Пятерочки", "Ашана". Доля торговых сетей в обороте розничной торговли продовольствием в столице, по оценке РБК, в 2003 году выросла почти в два раза - с 4, 5% до 8%. Количество магазинов крупных ритейлеров исчисляется несколькими десятками. (В национальном масштабе заметны и явные рекордсмены - сеть "Магнит" в 2003 году выросла до 530 торговых точек, "Пятерочка" -до 220, у "Дикси" около 100 магазинов.)

"Когда рядом с моей точкой в Южном Бутове открылся "Перекресток", оборот резко упал, - рассказывает владелец магазина, пожелавший остаться неназванным. - В какой-то момент стало ясно, что проще и выгоднее сдавать площади в аренду под хозтовары: у этой продукции такой сильной конкуренции со стороны сетей еще нет".

Торговцы пытаются найти выход, и это открывает перед IGA хорошие перспективы. По словам Рината Умарова, гендиректора компании "Хороший выбор", типичный партнер IGA - владелец одиночного магазина или сети, состоящей из 4 - 5 небольших (в основном до 700 кв. м) торговых точек. "Часто они находятся в замкнутом круге: есть помещение, для получения большего дохода надо перейти на самообслуживание, но нет необходимых средств на переоборудование. Банк готов дать $100 000, но нужен залог в $200 000. Закладывать магазин мало кто решается, - рассказывает он. -Кредитная история большинства одиночных магазинов не позволяет им брать кредиты в банках, пользоваться услугами лизинговых компаний - те требуют предоплату и дополнительный залог. У предпринимателя нет денег, чтобы развиваться и получать больше. IGA дает ему такую возможность".Сейчас в стадии проработки находится 15 проектов (в Москве, Нижнем Новгороде, Туле, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Казани) - магазины доводят до стандартов IGA.

Вступительный взнос в союз бакалейщиков составляет $3000, ежемесячные платежи фиксированные - $300. За эти деньги магазину обещают помощь в переоборудовании: группа Ingersoll Rand, которая является глобальным партнером IGA, подтвердила специальные условия для магазинов в России: отсрочка платежа за торговое оборудование может составить от шести месяцев до двух лет. Специалисты IGA - в том числе и американские - помогают наладить грамотный мерчандайзинг, маркетинг, учет и другие торговые технологии.

Впрочем, основная приманка для владельцев магазинов - закупочные цены. По словам Умарова, концепция не требует объединения закупки и работы через единый распределительный центр (РЦ). У IGA есть глобальные поставщики по всему миру, которые обеспечивают небольшим магазинам сравнимые с сетями цены (в их числе, например, Coca-Cola, Phillip Morris, Kraft Foods). "Все они имеют отлаженную дистрибуцию по России, так что проблем с организацией логистики не возникнет, - отмечает Умаров. - Проведены переговоры и с российскими производителями, располагающими национальной дистрибуцией".

Сергей Титов, гендиректор фирмы "ТПФ Энергия", чей магазин собирается сменить вывеску на IGA, признает, что теперь у него есть возможность конкурировать с крупными сетями по цене, оформлению торговых площадей и предоставлению дополнительных услуг. "Договоры с поставщиками заключает IGA, и они отпускают товары по таким же ценам, как для сетей. Нам важно и то, что магазин не теряет самостоятельности - все остальные предлагают сотрудничество, но только при условии выкупа доли", -говорит Титов.

Чем занят директор

Впрочем, судя по опросу владельцев независимых магазинов, проведенному IGA, самой большой головной болью ритейлеров являются не цены и не торговые технологии. На первое место в списке проблем практически все поставили отсутствие финансирования, а на второе - административные барьеры, тормозящие развитие.

Как говорит Умаров, сейчас компания прорабатывает самый важный для развития концепции IGA вопрос: как лучше организовать привлечение долгосрочного финансирования? "Если адаптация торговых технологий не заняла много времени, то разработка оптимальной схемы привлечения инвестиций в проекты требует более кропотливой работы. Надеемся, что первые инвестиции скоро пойдут - для владельцев магазинов это один из самых важных вопросов", - признает он.

Еще одна задача владельца мастер-франшизы - изменить отношение властей к малому розничному бизнесу. В США, например, есть закон, защищающий подобные предприятия от ценовой дискриминации. В ряде штатов поставщики обязаны работать с одиночными магазинами на тех же условиях, что и с крупными сетями. Политика протекционизма в отношении ритейлеров проводится и во Франции, где количество магазинов, и прежде всего гипермаркетов, определяется мэрией во избежание нарушения существующего баланса торговли.

В ряде московских префектур также разрабатываются программы по защите небольших магазинов, некоторые из префектов уже заявили о поддержке франчай-зингового объединения IGA на своей территории. Правда, эффективная помощь со стороны чиновников остается под вопросом. Ранее распоряжения о поддержке той или иной сети тоже принимались, но, по словам ритейлеров, реального результата от подобных документов было немного. Недавно, к примеру, в докладе одного из чиновников прозвучала показательная цифра - магазины столичного округа получили льгот на 3 млн руб., а выплатили по социальным программам 12 млн руб.

Сейчас продовольственные магазины проверяют более 50 организаций - от МВД и пожарников до экологической милиции и миграционной службы. "Директор больше времени тратит на проверяющих, чем на реальное управление магазином", - делится наблюдениями Ринат Умаров. Правда, он считает, что основным условием успешного развития независимых магазинов является все-таки не протекционизм местных властей, а "их объединение в сеть, подобную IGA, где, получая преимущества сетевой торговли, магазин сохраняет предпринимательскую гибкость и оперативность".

Татьяна Апатовская, менеджер по коммуникациям исследовательской компании AC Nielsen, отмечает, что тенденция по укрупнению бизнеса путем создания ассоциаций, союзов и объединений наблюдается в последнее время как в России, так и на Западе. Это связано с ростом конкуренции и с ориентированностью потребителей на брэнд. "Объединение под единым брэндом - способ выживания для мелких отелей, агентств, магазинов. Выгоды, приобретаемые таким образом, очевидны: сильный маркетинг, обмен опытом, взаимодействие с деловыми партнерами на более интересных условиях, возможность лоббирования своих интересов на уровне местных и федеральных властей", - отмечает эксперт. По ее словам, для российских фирм возможность коллективного лоббирования интересов является более сильной мотивацией для вступления в союз, чем для западных коллег.

Своя рубашка ближе

Объединения независимых магазинов в России создавались и прежде. Осенью 2002 года оптовая компания "Союз" из Петербурга приглашала одиночные универсамы в сеть под единой вывеской, обещая общую систему снабжения. До этого подобную схему предлагала компания "Юнилэнд-Нева", но ее проект "Юнисам" провалился, просуществовав полгода. Московская ассоциация "Столица", созданная в конце 2001 года, не развивается: владельцам сложно договариваться о единой политике, они не готовы "объединять карманы" и делегировать полномочия единой команде.

Павел Исаев, директор по связям с общественностью компании "Майский чай", отмечает, что для поставщиков с точки зрения операционной логистики особой разницы между сетью без РЦ и пулом отдельных магазинов нет. "Прямая доставка может в отдельных случаях быть интереснее поставщику, поскольку он таким образом лучше контролирует ситуацию в конкретных магазинах, - говорит Исаев. - Но если смотреть на ситуацию в целом, сотрудничество с сетью для поставщика все же привлекательнее работы с пулом, поскольку сеть гарантирует единую ценовую политику, координацию маркетинговой активности, более четкий контроль товарно-денежных потоков. Кроме того, практика показывает, что только жесткое регулирование из единого центра может гарантировать жизнеспособность конструкции в целом".

Дмитрий Маслов, гендиректор компании "Спар Ритейл", имеющей право продавать франшизу голландской сети Spar, считает, что объединение мелких ритейлеров может быть перспективно в России только при строгом соблюдении участниками дисциплины. По его словам, основная сложность - неумение и нежелание совместно решать проблемы.

Впрочем, на нынешней стадии развития проекта IGA Рината Умарова больше заботит не стремление независимых владельцев к "самостийности", а их стереотипы. Многие боятся переходить на самообслуживание, считая, что вырастет процент воровства, не всегда понимают систему взаимоотношений при франчайзинге. "Но самая главная проблема в том, что большинство считают, что на технологии не стоит тратить деньги, что их можно скопировать. Однако внешнее копирование не приносит ожидаемого экономического эффекта. К нам уже обращаются предприниматели, совершившие эту ошибку", - утверждает Умаров.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости