Мясная Корпорация "Евросервис", одина из наиболее динамично развивающихся компаний мясной отрасли России. О планах развития компании в 2006 году, определяющих факторах роста и развития мясоперерабатывающего сектора экономики, а также инвестиционной стратегии компании, рассказал в интервью Генеральный директор УК Мясная Корпорация "Евросервис" Игорь Кофман.
- Игорь Маркович, Мясная Корпорация "Евросервис" - один из ключевых игроков на рынке мясопродуктов, из года в год усиливающий свои позиции. Расскажите, пожалуйста, о начале и основных этапах становления бизнеса.
- Свою деятельность мы начали в начале 1990-х, активное развитие филиальной сети пришлось на 1995-1998 гг. Ключевым этапом развития бизнеса стал 1998 г., когда компания стала ведущим импортером мяса птицы из США в Россию. В тот год, несмотря на самый тяжелый период для импортеров, наша Корпорация направила все имеющиеся в то время ресурсы на выполнение обязательств перед партнерами, что, в конечном итоге, подтвердило репутацию компании как надежного и сильного партнера, с которым зарубежные поставщики и кредитные институты могут делать серьезный бизнес. В нас поверили. Поставщики стали заключать долгосрочные и выгодные контракты, финансовые структуры открыли кредитные линии. В 1999 г. мы приобрели в собственность крупнейшие холодильные мощности и логистические центры, что значительно повысило эффективность логистики. Спустя два года нам удалось добиться серьезных позиций в импорте из Бразилии. В настоящее время Корпорация напрямую получает мясное сырье через свои представительства и дочерние фирмы от крупнейших поставщиков со всего мира.
С 2002 г. был взят курс на диверсификацию бизнес-рисков - часть ресурсов от импортных операций была направлена на приобретение 4-х агрофирм, а в 2004 г. Корпорация начала инвестировать в мясную переработку - были построены и запущены предприятия в Республике Беларусь, начат проект в Калининграде.
- Игорь Маркович, "Евросервис" входит в 100 крупнейших компаний негосударственного сектора России. Что бы Вы выделили как определяющие факторы стабильного роста и развития?
- В динамичной рыночной среде, какой, в частности, является рынок мясопродуктов, очень важна способность предвидеть конъюнктуру, предвосхищая события рынка - это и отличает настоящего профессионального игрока от любителя. Корпорация "Евросервис" успешно работает на рынке, показывая стабильно хорошие результаты около 15 лет. За этот период нами создана вертикально интегрированная цепочка, разветвленная система логистики и дистрибуции.
Наша суммарная доля в импорте мяса птицы из США приближается к 20 %. Это немаловажно, т.к. эффект масштаба, как известно, обеспечивает серьезные конкурентные преимущества. Это связано и с ценообразованием на крупные партии товара, их транспортировку, а обладание большой квотой делает торговую структуру более привлекательной для поставщика, т.к. это для него - гарантия стабильного рынка сбыта.
Сегодня мы входим, как Вы правильно заметили, в 100 крупнейших компаний негосударственного сектора. В ближайшее время мы рассчитываем войти в первую десятку. В наших нынешних планах - расширение рынков сбыта, международная торговля, производство. В 2006 г. Корпорация планирует увеличить оборот на базе существующего бизнеса не менее чем на 50% за счет сохранения и увеличения доли рынка в сегменте импортной продукции, мясопереработки, развития вертикально интегрированных мясных производственных комплексов по принципу "собственное сырье - убойные цеха - собственное производство - собственная реализация".
- Не могли бы вы выделить ключевые тенденции, которые будут определять движение рынка вперед?
- Текущее состояние мясной отрасли Российской Федерации и мирового производства мяса в целом благоприятно для развития бизнеса по импорту и реализации мяса и мясопродукции. По оценкам ряда экспертов, емкость мясного рынка оценивается на уровне 20 миллиардов долларов. Цены на мясо и мясные продукты устойчиво растут. На рынке по-прежнему ощущается недостаток мясного сырья. Рост отечественного производства обеспечен в основном за счет роста производства мяса птицы 15 % в год. Доля мяса птицы в потреблении будет только расти. На сегодня мясо птицы - дешевый источник животных протеинов. При этом, в отличие от той же говядины и свинины, мясо птицы содержит меньше холестерина, а, как известно, с ростом доходов люди стремятся к более здоровому питанию. К примеру, у нас в среднем потребляют 17, 5 кг мяса птицы на человека, а в США - 52. Подобное неприглядное соотношение будет и при сравнении России и Европы. Если в настоящее время потребление мяса говядины, свинины и птицы соотносится примерно как 3 одинаковые доли, то, как прогнозируется многими экспертами, к 2009 году доля мяса птицы возрастет до 50%. Емкость рынка возрастет более чем вдвое ( около 5-6 млн. тонн в год). Поэтому, по нашему мнению, резерв роста потребления и потенциал развития этого бизнеса огромен.
- Не так давно специализацией Корпорации был импорт. Почему же вы решили заняться переработкой?
Вы правы, до недавнего времени мясной бизнес строился у нас исключительно на импорте и дистрибуции. И сейчас мы не делаем никакого крутого поворота. Импорт мяса, и в частности, мяса птицы еще не малое время будет жить в нашей стране. Мы диверсифицируем свой бизнес с целью достижения устойчивой рентабельности, повышения прибыльности, обеспечения максимальной защищенности от влияний, связанных с изменениями конъюнктуры различных рынков, в том числе сырьевых. Да и время настало наблюдается явное движение к формированию благоприятного инвестиционного климата в стране. Этот наш подход и конкретные программы нашли полную поддержку руководства Минсельхоза, региональных руководителей и финансовых институтов.
- В чем состоит инвестиционная стратегия вашей Корпорации?
-Инвестиционная стратегия Мясной Корпорация "Евросервис" нацелена на развитие мясопереработки, снижение зависимости от внешних поставщиков и снижение стоимости сырья. Корпорацией реализуется программа по созданию собственной системы сырьевого обеспечения на отечественной базе. В будущем году мы реализуем ряд проектов в Пензенской области, Краснодарском крае и Башкортостане - запланировано строительство бройлерных фабрик, свинокомплексов и комплекса по выращиванию и производству мяса индейки. Планы развития мясопереработки предполагают достижение ежемесячного объема производства в 20 тыс. тонн.
- Нам стало известно, что в ближайшее время вы планируете привлечь инвестиции на открытом финансовом рынке путем эмиссии облигационного займа - в своей стратегии вы рассматриваете данный шаг как еще одно средство в получении доступных финансовых ресурсов или же существует более глобальный план?
-До конца 2005 года Корпорация планирует осуществить выпуск облигационного займа и привлечь инвестиционные средства в размере 1, 5 млрд. рублей. Консультантом по организации облигационного займа выступает Финансовая Корпорация "Уралсиб". Данный шаг мы рассматриваем как первый этап в превращении Мясной Корпорации "Евросервис" в публичную компанию, чьи акции будут открыто котироваться на бирже. Учитывая растущий спрос на продукцию мясной переработки, рост доходов населения и наши планы по производственным проектам, мы намерены занять лидирующие позиции на мясном рынке. В целом, мы стремимся построить стабильный, развивающийся, прозрачный и прогнозируемый бизнес с устойчиво растущей капитализацией.
СПРАВКА: Игорь Кофман член Совета директоров Корпорации "Евросервис", член Межведомственного консультативного совета по мониторингу импорта мяса птицы, говядины и свинины.