Мерчендаизинг по-ростовски

Способов повышения рентабельности в торговле существует очень много. Среди них, мягко говоря, не очень честные, которые в той или иной мере, вольно или невольно используют все продуктовые супермаркеты и торговые центры Ростова, - это путаница с многочисленными ценниками, натыканными в хаотичном порядке вокруг однородной продукции разных производителей. Навести в них порядок ритейлоры пока не могут-слишком заняты развитием собственной сети и повышением прибыли, для ублажения покупателей пока не пришло время.

Наверное, каждому ростовчанину приходилось озадаченно останавливаться около морозильной камеры с полуфабрикатами, облепленной, как грязью, мелкими бумажками с указанием неизвестно чьей цены. На полках с другой продукцией, разложенной в линию, все равно можно увидеть непонятно откуда взявшийся беспорядок. Благо, если полка находится на уровне ваших глаз, у особо дотошных покупателей есть шанс (но не всегда!) разобраться с загадочной связью капиталистических отношений: товар - деньги (то есть цена) - товар. Если же продукт находится на нижней полке, то для выяснения его ценовых параметров иногда просто необходимо встать на четвереньки. Позвать консультанта удается не во всех магазинах, поэтому определиться с ценой купленного товара можно только на кассе. Внимательные потребители нередко замечают, что они купили более дорогой товар, чем предполагали. Персонал разводит руками: мол, это был ценник к уже распроданному товару, мы не успели его поменять и т. п.

- Эта проблема существует во всех сетях, - считает Сергей Рогузько, директор по стратегическому развитию ГК "Алекс-Ростов". - Она вызвана несбалансированной товарной матрицей, меняющимися ценами, а также неподготовленностью линейного персонала, не успевающего вовремя выполнять свою работу. Локальные сети стремятся выложить больше товара на маленькой площади, а гипермаркеты, у которых нет пространственного дефицита, иногда специально создают потребительский ажиотаж, размещая более дорогой продукт над дешевым ценником. Кроме того, ритейлоры заняты ростом своей сети и развитием логистики, а повышать требования к персоналу довольно сложно: уйдут к конкурентам, все-таки рынок развивается очень бурно.

- Персонал - что в ларьке, что в гипермаркете - одинаковый, - считает ростовский предприниматель, пожелавший остаться неназванным. - Возможно, продавцам и ставят какие-то задачи, но они не успевают их выполнять. Продажу товаров осуществляет только производитель.

В сети супермаркетов "Солнечный круг" сообщили, что над этой проблемой только думают, но пока ничего не делают, - видимо, не сильно прижало. Рассматриваются варианты введения новых ячеек на полках, изучалась и возможность внедрения электронного сканера для покупателей, с помощью которого можно самостоятельно проверять цену товара, да и от производителей торгового оборудования поступают различные предложения. Однако пока что при выборе витрин больше привлекает низкая цена, чем удобство для покупателей.

Нетрудно догадаться, что посетителю супермаркета, потратившему свое время на выяснение цен, не хочется и дальше его разбазаривать на изучение, например, состава незнакомого продукта. Проще взять что-то привычное и бежать дальше. Соответственно, производитель нового, хотя и качественного продукта остается в проигрыше перед более раскрученными, недорогими марками. Например, ростовский бизнесмен, недавно взявшийся за производство растворимого кофе, уверенный в качестве своей продукции, с разочарованием заметил, что ростовчан не интересует состав продукта: большинство просто не читает, сколько там напичкано красителей, консервантов и прочей химии, обозначаемой буквой "Е". Возможно, не все пренебрегают своим здоровьем, просто еще и некогда вчитываться в достоинства ростовской продукции. Впрочем, этот предприниматель догадался поразить покупателей более лаконичной, но значимой в их глазах информацией: на новой этикетке написал о существовании филиала в Москве. Продажи улучшились.

Местные популярные товары также страдают от путаницы с ценниками: в морозилке не всегда видно, например, что ростовская пицца стоит дешевле аналогичной московской продукции. Остается надеяться только на своих мерчендайзеров, которые постоянно находятся в некоторых крупных торговых центрах и наведываются в более мелкие магазины. Впрочем, их полномочия весьма ограничены. Товар раскладывается по предложенной гипермаркетом схеме, если нет ценника - можно об этом сообщить персоналу магазина, но, если на предложение не откликнутся, самому клеить ценники не дадут. Зато мерчендайзер может следить за выкладкой, подсказать покупателю необходимую информацию и даже при необходимости помочь насыпать товар. Зарплату ему платит производитель. Один из ростовских производителей решил внедрить свои фирменные ценники, чтобы выделить собственную продукцию. Однако он не строит иллюзий, что сетевики их возьмут (надежда только на обычные магазины) - там все стандартизировано. Дополнительный цветной ценник, в принципе, наклеить можно, только за него придется заплатить как за очередную промоакцию.

Так что, как и в спасении утопающих, продажа товара - дело самого производителя. Розничный рынок не настолько насыщен операторами, чтобы они всерьез думали о повышении качества своего сервиса. Разве что, как и в содействии в переговорах местных производителей с торговыми сетями, на помощь им может прийти только административный ресурс, требуя качественного удовлетворения потребностей покупателей.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости