Чартеры полетят задорого

Перед началом нового туристического сезона участники рынка обсуждают предстоящую ценовую политику авиаперевозчиков. Известно, что из-за постоянного роста стоимости топлива в прошлом году цены на авиабилеты возросли на 20%, при этом керосин только за прошедшие два года подорожал почти вдвое. Сейчас туроператоры и авиакомпании находятся в процессе переговоров, и окончательно тарифы на перевозку будут приняты в середине февраля - в марте. Впрочем, уже известно, что как минимум одна компания - "ВИМ-Авиа" - уже объявила о повышении цен на билеты. Поэтому не исключено, что ее примеру последуют и другие. В этой ситуации игроки туррынка ищут альтернативные пути решения проблемы: некоторые из них рассматривают вопрос расширения своего бизнеса за счет покупки авиаподразделений.

По данным Международной ассоциации гражданской авиации (IATA), убытки мировых авиакомпаний в 2005 г. оцениваются в 6 млрд евро, что на четверть больше, чем в 2004 г. (4,8 млрд евро). IATA также прогнозирует, что при средней цене на сырую нефть в 47 долл. за баррель расходы на топливо у авиакомпаний выросли за прошедший год как минимум на треть. Начиная с апреля 2005 г. стоимость авиакеросина во всех аэропортах России также увеличилась в среднем на 50-60%. В среднем в структуре затрат топливная составляющая приближается к 35%. В "Аэрофлоте" этот показатель равен 30,8%. В компании "КрасЭйр" - 36%. Затраты на покупку авиаГСМ составляют около 35% всех расходов авиакомпании "Волга-Днепр". Причем в западных авиакомпаниях этот показатель не превышает 15%. В "КрасЭйр" и в "ЮТэйр" подсчитали, что стоимость топлива в затратах на один рейс уже приблизилась к 60%. По словам коммерческого директора авиакомпании "Атлант-Союз" Вячеслава Илюшина, в структуре затрат самолета Ил-86 топливная составляющая - порядка 63%.

Для туристического рынка увеличение стоимости авиатоплива выразилось в росте цен на авиаперевозку. Так, по словам гендиректора компании "Инна-Тур" Дмитрия Горина, в 2005 г. билеты подорожали в целом на 20%. "Рост цен на топливо был очень резкий", - прокомментировал он RBC daily. Определенное влияние на ценовую политику оказали и другие факторы, в том числе цунами в Юго-Восточной Азии, из-за которого перевозчики несли убытки, поскольку не могли выполнять рейсы, а также введение топливного сбора. Как отметила в разговоре с RBC daily заместитель директора компании "Натали Турс" Татьяна Чувилкина, на некоторых направлениях (прежде всего экономичных) введение сбора было довольно ощутимым. Но в конечном счете главная причина - именно в подорожании керосина.

Пока объективных предпосылок для дальнейшего повышения стоимости нефти нет, считает генеральный директор торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский. По его мнению, сейчас стоимость нефти завышена (именно она в основном определяет цену авиационного керосина). "Авиакомпании уже привыкли к этому. Им тяжело развиваться, но они привлекают займы, стараются покупать более экономичные по расходу топлива самолеты, а рост благосостояния населения заставляет расти пассажиропоток", - сказал он RBC daily. Кроме того, многие авиакомпании эксплуатируют западные авиамашины, которые экономичнее отечественных на 30%. "Иномарки используют "ВИМ-Авиа", "Трансаэро", "КрасЭйр", "Сибирь", - рассказал RBC daily Дмитрий Горин. - Кроме того, в ряде случаев загрузка бортов оптимизируется крупными консолидаторами рейсов. Поэтому сейчас цены на билеты не растут. Например, можно с уверенностью сказать, что цены на тунисском направлении пока останутся такими же, как и в прошлом году. Но сохранится ли такая ситуация к лету - сказать сложно".

Хотя пока сдвиги в тарифах пока почти незаметны, некоторые игроки уже заявили о повышении цен. Так поступила компания "ВИМ-Авиа", которая прошлый свой сезон работала по ценам на 7-10% ниже рыночных. "Заявленные компанией цены на этот сезон незначительно выросли только для крупных оптовиков на туррынке, - говорит Дмитрий Горин. - Но для мелких блочников ситуация будет иная, поскольку консолидаторы часто выставляют места на эксклюзивных условиях". Михаил Грибков из "ВИМ-Авиа" поясняет, что "авиакомпания выходит на рыночную структуру затрат". "В прошлом году в компании была одна ситуация, сейчас подход другой. В первую очередь рейсы должны быть рентабельными", - сказал он.

Конкуренты по авиарынку одной из причин повышения стоимости чартерных перевозок "ВИМ-Авиа" считают специфику положения компании на рынке туристических перевозок. В 2005 г. она была на нем новым игроком, и низкая стоимость услуг помогла компании закрепиться. Вячеслав Илюшин пояснил RBC daily, что авиакомпания в начале прошлого года заранее собрала авансы за летнюю программу по фиксированной стоимости. "Но рост стоимости топлива летом составил порядка 30%, и это сделало политику фиксированных цен неоправданной, - комментирует собеседник RBC daily. - При стоимости банковского кредита в 14% авиакомпании было бы проще брать в банке кредиты, чем держать удар растущих цен на топливо".

Участники туристического рынка говорят, что "ВИМ-Авиа" - это еще не вся авиационная отрасль, тем более что попытки играть на ценах были и раньше. Вместе с тем очевидно, что билеты будут дорожать и впредь, признают многие как на туррынке, так и на рынке авиаперевозок. По словам руководства "Атлант-Союза", стоимость чартеров компании по-прежнему будет напрямую зависеть от стоимости топлива и аэропортовых сборов. "Если стоимость топлива будет увеличиваться, то авиакомпания будет следовать этому тренду. Рентабельность туристических перевозок невелика, и перевозчики не могут позволить себе сохранять низкие цены на свои услуги", - говорит Вячеслав Илюшин.

Туррынок в этой ситуации ищет обходные пути, позволяющие решать проблему. В частности, по словам Дмитрия Горина, сейчас туроператоры обсуждают условия контрактов на перевозку в новом сезоне, а некоторые игроки заключают сделки, позволяющие им менее болезненно пережить очередное подорожание билетов. В частности, речь идет о покупке "Интуристом" контрольного пакета акций ООО "Мегаполюс Авиачартер", ранее входившего в холдинг UTE Megapolus и занимающегося консолидацией чартерных рейсов и авиаброкерингом. По мнению генерального директора "Инны-Тур", это не последняя такая сделка.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости