Продавец авиакеросина пускает корни в регионах

Торговый дом "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП), крупный оптовый продавец авиакеросина, первый из отраслевых компаний готовит размещение облигаций. Половину заемных средств (около 1 млрд руб.) ТОАП намерен потратить на приобретение топливо-заправочных комплексов (ТЗК) в региональных аэропортах. По данным "Ъ", в сферу интересов ТОАП попал и ТЗК в самарском аэропорту "Курумоч".

Как рассказали "Ъ" вчера в ТОАПе, его дочерняя компания "ТОАП-Финансы" завершила подготовку к выпуску облигационного займа на 2 млрд руб. Размещение планируется в начале ноября на ММВБ. По прогнозам компании, облигации "ТОАП-Финансы" разместятся под поручительство ТОАПа под 11-12% годовых. ТОАП, крупный оптовый поставщик авиакеросина России, первой из отраслевых компаний размещает облигационный заем. "Использование классического финансового инструмента означает, что созрел как рынок, так и сама компания",- говорит гендиректор консалтинговой фирмы Infomost Борис Рыбак. Аналитик ИБ "Траст" Алексей Демкин говорит, что рекомендовал бы доходность 10-10,5%. "С более низкой доходностью компании не дает разместиться ее новое на рынке имя,- считает аналитик.- Да и у нее не так много активов".

В информационном меморандуме ТОАПа, подготовленном к выпуску облигаций, говорится, что почти половину привлекаемых средств (865 млн руб.) компания планирует потратить на приобретение ТЗК в региональных аэропортах в течение двух лет. Сейчас, по официальным данным, активы ТОАПа в регионах представлены только долей в размере 55% в ООО "ТОАП-Абакан" и 26% - в ООО "ТЗК-Белгород". Гендиректор ТОАПа Евгений Островский подтвердил "Ъ", что у компании существуют планы экспансии в регионы. По его словам, "сейчас в проработке находится несколько заметных аэропортов", в которых ТОАП намерен присутствовать в виде совладельца или арендатора ТЗК. По сведениям "Ъ", речь может идти об аэропортах Самары, Благовещенска, Иркутска и других.

"Приобретение ТЗК позволит ТОАПу расширить свое присутствие на более рентабельном розничном рынке авиакеросина и обеспечит стабильные поставки авиатоплива от местных производителей и его гарантированный сбыт",- говорится в меморандуме. Гендиректор ТОАПа Евгений Островский уточнил: "Наша стратегическая идея - в течение пяти лет создать сеть региональных ТЗК под единым брэндом, инвестировать в их модернизацию в соответствии с самыми современными требованиями IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта.-"Ъ"), стратегическим партнером которой мы недавно стали, и зарабатывать на предоставлении карточек хранения топлива любому желающему продавцу".

ООО "Торговый дом "Топливное обеспечение аэропортов" образовано в 2001 году. Единоличным владельцем является гендиректор Евгений Островский. ТОАП специализируется на оптовых поставках керосина авиакомпаниям. Выручка ТОАПа в 2005 году - 5,98 млрд руб. (чистая прибыль - 83 млн руб.), за шесть месяцев 2006 года - более 9 млрд руб. (56 млн руб.). Занимает, по собственным оценкам, 35% рынка, оцениваемого по итогам 2005 года в $3,5 млрд. Всего в прошлом году в России было продано 6,6 млн тонн авиакеросина. Сложившаяся сейчас в России цепочка поставки топлива включает НПЗ, оптовых операторов (ТОАП, "ЛУКОЙЛ-Аэро", группа компаний "Аэрофьюэлз"), ТЗК в аэропортах и авиакомпании.

"Это логичный эволюционный шаг по созданию высококапитализированной компании,- комментирует планы ТОАПа Борис Рыбак.- Компания и так является поставщиком керосина во многие регионы, так что покупка и модернизация ТЗК - это своего рода благоустройство территории. Рост объемов воздушных перевозок и цен на ГСМ нивелирует все риски в этом направлении". Между тем в группе компаний "Аэрофьюэлз" уточняют, что фактически ТОАП идет по ее пути. "Мы этим занимаемся уже семь-восемь лет,- говорит гендиректор ООО "ТЗК Аэрофьюэлз" Юрий Миняйло.- За это время были построены новые ТЗК в Иркутске и Уфе, модернизирован комплекс в Улан-Удэ, завершается строительство в Петропавловске-Камчатском. Однако ТОАПу, обратившему внимание на то, что инфраструктура российских аэропортов требует вложений, надо иметь в виду, что это очень "длинные" по срокам возврата деньги".

Потенциальное приобретение ТОАПа в Самарском регионе базируется в аэропорте "Курумоч". Впервые информация о полной или частичной продаже ЗАО "Топливо-заправочная компания" Самара" появилась в начале октября. Как рассказал "Ъ" источник, близкий к ситуации, ЗАО ТЗК "Самара" входит в ООО управляющая компания "Аэропорт трейд холдинг". ТЗК занимается оказанием услуг по обеспечению авиационным топливом, маслами и спецжидкостями воздушных судов, проведением лабораторных анализов качества топлива. Один из основных клиентов - авиакомпания "Самара" (около 40% от общего объема продаж).

Получить комментарий от генерального директора ЗАО "Топливо-заправочная компания "Самара" Владимира Косова вчера не удалось. В авиакомпании "Самара" заявили, что информация о возможной продаже ТЗК для них - новость и что о возможной прожаже ТЗК они не слышали. "Сложно комментировать эту сделку и ее возможные последствия для нас, - подчеркнул пресс-секретарь авиакомпании "Самара" Александр Ирдулин. - Все будет зависеть от намерений нового собственника".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости