Северо-Кавказская железная дорога - одна из самых "многоплановых" на сети. Здесь есть все: порты и курорты, границы и "горячие точки", горы и равнины. Но важнейшим делом для дороги остается все же доставка грузов к южным морским воротам и обратно. Отсюда и многообразие проблем, о которых рассказал начальник СКЖД Владимир ВОРОБЬЕВ.
- Владимир Борисович, в 2005 году были зафиксированы наибольшие за последние годы объемы суточной погрузки и выгрузки на дороге в целом и на станции Новороссийск в частности. За счет чего удалось добиться такого результата?
- Это итог планомерного развития магистрали, и особенно ее припортовых участков, в течение последних трех лет. За это время ОАО "РЖД" вложило миллиарды рублей в усиление подходов к южным портам, а коллектив Северо-Кавказской магистрали претворил эту программу в жизнь.
Но дело не только в усилении пропускной способности. Помимо этого, нам, во-первых, удалось в какой-то степени убедить портовиков и грузовладельцев, что вагоны - это не склады на колесах, что подвижной состав нельзя использовать подобным образом. Во-вторых, на стыке рельса и гавани начали, наконец, действовать логистические методы управления грузопотоками. И инициатива здесь исходила именно от нас, железнодорожников.
- Как вам удалось убедить портовиков и грузовладельцев использовать вагоны эффективнее?
- Разумеется, в основном экономическими методами. Были пересмотрены практически все существующие договоры на перевозку. Главная цель состояла в том, чтобы тот, кто удерживает вагон, не дает ему работать, платил за это. По большому счету, это в общих интересах, так как заставляет всех работать эффективнее. Я считаю, что в этом деле есть ощутимые сдвиги. Так, простой вагона под грузовой операцией снизился на 11,4 процента.
- А кто будет управлять грузопотоками в портах?
- Желание есть у многих, но объективные возможности - только у железнодорожников. И я говорю это не потому, что защищаю интересы ОАО "РЖД". Дело в том, что и портовики, и грузовладельцы сегодня разобщены, личные интересы берут верх над здравым смыслом и общей пользой. Это и приводит к тому, что СКЖД периодически заполняется брошенными поездами. Кроме того, ни у кого, кроме нашей компании, нет такой стройной системы управления, сети связи по всем регионам страны. Сами обстоятельства заставили нас создавать на СКЖД логистический центр, разрабатывать программное обеспечение.
- Какие самые заметные изменения произошли в 2005 году на станции Новороссийск, на подходах к портам Таманского полуострова?
- Работы по коренной реконструкции Новороссийского железнодорожного узла, где освоено уже более миллиарда рублей, - это часть крупномасштабной программы ОАО "РЖД" по модернизации всех стратегических транспортных коридоров страны. Работы по реконструкции вступили в завершающую стадию. Готовится технико-экономическое обоснование для строительства нового парка отправления и дополнительного главного пути до станции Гайдук. Это позволило уже сегодня переваливать в Новороссийске до 23 миллионов тонн грузов в год.
- Какие еще важные проекты вы предполагаете реализовать в ближайшей перспективе?
- Нужна комплексная реконструкция участка Котельниково - Крымская с обходом Краснодарского узла. Предстоит удлинить пути ряда станций этого участка, восстановить станцию Фонталовская, модернизировать инфраструктуру. Необходимо строить там вторые пути, потому что уже в нынешнем году 18 перегонов на подходах к Новороссийску исчерпали все резервы пропускной способности. А к 2010 году вторые пути понадобятся на всем протяжении от Котельникова до Крымской. По сути дела, это проект даже не регионального, а общероссийского уровня.
Перспективно строительство портовых терминалов в бухте Железный Рог, что обещает к 2015 году дополнительно 30 миллионов тонн экспортных грузов.
- Владимир Борисович, о чем бы ни шла речь, журналисты всегда задают вам вопрос о Чечне...
- Через Чечню лежит самый короткий путь с берегов Каспия на Черное море. Это особенно актуально в связи с недавними переговорами Владимира Якунина и президента Туркменистана Сапармурата Ниязова о перевозках через Каспий из порта Туркменбаши в Махачкалу. Есть перспективы увеличить отправки нефти и из самой Чечни. Сегодня в этой республике железнодорожники сделали очень многое, чтобы наладить грузовое движение: восстановлены отделение дороги, локомотивное депо Гудермес. Еще немного - и в полную силу заработают системы СЦБ и связи. И конечно, социальная сфера: построены жилые дома, поликлиника, больница, вокзалы. Уже сегодня мы готовы к серьезному росту перевозок на этом участке дороги.
Пользуясь случаем, хотелось бы в преддверии новогодних праздников от всей души поздравить всех коллег-железнодорожников и наших дорогих ветеранов и пожелать им в наступающем году здоровья, счастья, успехов.
Полоса подготовлена редакцией газеты "Звезда" Северо-Кавказской железной дороги и собственным корреспондентом "Гудка"