Внедрение и использование автоматизированной управленческой системы является весомым преимуществом при работе в условиях жесткой конкуренции. Но от понимания этого до получения практической выгоды предприятию предстоит пройти тернистый путь. Решиться на него легче, если больше знать о предстоящих трудностях.
Внедрение автоматизированной управленческой системы («большой», ЕRР-класса) — удовольствие дорогое и хлопотное, к тому же затраты не всегда оказываются оправданными. Но о преимуществах, которые получает предприятие после внедрения такой системы, много говорят и пишут. Правда, в числе «агитаторов» часто оказываются продавцы подобных решений и бизнес-консультанты — лица вполне заинтересованные. К их аргументам потенциальные покупатели по понятным причинам относятся настороженно.
Это прекрасно понимают и сами продавцы, поэтому как элемент промоушна часто используют различные семинары, форумы, конференции. На них продавцы напоминают о себе, сообщают о новинках и, главное, дают возможность пообщаться состоявшимся и будущим пользователям управленческих систем. Первые делятся своими успехами и проблемами, а вторые пытаются «примерить» чужой опыт на себя. Один из таких форумов состоялся в конце марта в Москве.
***
Что нового
16-17 марта проходил Oracle Apps-Forum 2004 — ежегодный деловой форум по управлению на основе информационных технологий. В нем приняли участие более 600 чел., подавляющая часть которых является топ-менеджерами российских предприятий и компаний, работающих в различных отраслях. Программа форума включала 75 докладов и 4 круглых стола, объединенных в 19 отраслевых секций.
Валерий Панкратов, заместитель генерального директора Oracle в странах СНГ по E-Business Suite: «На конференцию мы приглашаем не только новых и потенциальных клиентов, но и тех, кто уже давно работает с нашими системами и в принципе доволен ими. Для чего мы это делаем? Мы хотим, чтобы они узнали, что нового появилось в технологиях. Если мы не будем постоянно обращать внимание на этих клиентов, то в конце концов используемые ими системы устареют, и клиенты обратятся к другим поставщикам».
За минувший год 18 предприятий в СНГ приобрели комплекс бизнес-приложений Oracle E-Business Suite (из них 3 в Украине). 70 предприятий региона уже используют эту систему. 13 партнерских организаций ведут активную консалтинговую практику по данному комплексу.
На форуме состоялась российская премьера нового продукта — Oracle Customer Data Hub. Он позволяет данные о клиентах, полученные из разных источников, не только хранить в одном месте, но и обеспечивать доступ к ним из различных бизнес-систем. Сообщалось о предстоящем выходе новой версии E-Business Suite I li. 10.
Почти год назад было объявлено о локализации E-Business Suite. При выходе на российский рынок компания перевела интерфейс, справочники (Help) и учебные материалы. Так поступают при начале работы на новом рынке не только Oracle, но и другие компании. Адаптацию же формируемой в системе налоговой и бухгалтерской отчетности к требованиям местного законодательства выполняли партнеры. У каждого партнера в результате было свое решение. Некоторое время назад в представительстве поняли, что количество реализованных проектов достаточно для того, чтобы просить корпорацию выделить необходимые средства и привести процесс локализации к единому знаменателю. Средства были выделены, представительство выбрало партнера, и приступили к работе. По словам Валерия Панкратова, их основной целью было создание инфраструктуры, которая обеспечивала бы связь разработанного кода с пониманием того, что будет делать центр разработки Oracle в дальнейшем, чтобы работы шли в одном направлении. Также необходимо было создать инфраструктуру, которая поддерживала бы эти решения, т. е. позволяла бы исправлять ошибки, вносить изменения, вызванные переменами в законодательстве и нареканиями клиентов.
Клиенты, пользующиеся системами, локализованными по старой модели, могут продолжать собственными силами поддерживать свои системы. Однако в Oracle приветствовали бы их переход на локализацию, основанную на их методологии. За это клиенту придется заплатить. Но компания считает, что в долгосрочной перспективе для клиентов так будет и дешевле, и спокойнее.
***
«Свежие» проекты
На форуме речь шла о нескольких десятках проектов. Из них, для примера, мы выбрали только три, но из разных отраслей.
Авиакомпания «Сибирь» — крупнейший российский авиаперевозчик, подписала контракт на создание полномасштабной корпоративной информационной системы управления ресурсами предприятия на основе комплекса E-Business Suite. Стоимость контракта, по экспертным оценкам, составляет не менее $5 млн. Система охватит 430 автоматизированных рабочих мест в центральном управлении, службе снабжения, ремонтной зоне и в управлении маркетинга и продаж. Конкурентом в тендере была система SAP R/3 (эту систему выбрал «Аэрофлот», главный конкурент «Сибири». Внедрение системы в компании началось около двух лет назад, всего же на него отведено пять лет).
В ходе первого этапа длительностью 15 месяцев будут внедрены 6 подсистем: для управления финансами, проектами, снабжением; система информирования руководства компании; система бюджетирования; система сложных ремонтов, обслуживания и модернизации; управление эксплуатацией оборудования и дискретное производство.
E-Business Suite уже используют авиакомпании United Airlines, Qatar Airways, Southwest Airlines и др. В условиях жесткой конкуренции авиаперевозчики стремятся снижать затраты и считают, что ЕRР-системы помогут им в этом.
Пермская ГРЭС, крупнейший поставщик электроэнергии в своем регионе, объявила о завершении первого этапа проекта построения корпоративной информационной системы управления и планирования ресурсов. Запущена система управления финансами.
К концу 2002 г. на станции использовалось более 40 различных программных средств. Поддержание этого «зоопарка» и обеспечение взаимодействия отдельных систем было экономически невыгодно. Поэтому и возникла идея внедрения интегрированной системы. Готовились к тендеру, предполагалось соперничество Oracle и SAP. Но между Oracle и РАО «ЕЭС России» (владельцем Пермской ГРЭС) был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве, поэтому задача выбора была облегчена. Проект на этой ГРЭС стал пилотным для последующего тиражирования на других станциях. Из-за недостатка ресурсов, прежде всего персонала, проект полномасштабного внедрения был разделен на три этапа. На первом внедрены финансовые модули и аналитика для руководителя. На втором будут автоматизированы процессы управления материальными потоками, расширен финансовый блок. Третий ремонт, производство. Первый этап завершен за год. Три из использовавшихся ранее 40 программных продуктов уже выведены из эксплуатации.
Магнитогорский металлургический комбинат в настоящее время купил 3400 лицензий E-Business Suite (штат комбината 34,5 тыс. чел.). На завершающем этапе будут внедрены модули управления ремонтами и техническим обслуживанием, взаимоотношения с заказчиками, проектами, а также системы пооперационной калькуляции затрат, расширенного планирования и сбалансированных показателей. Для сокращения сроков работ внедрение модулей будет идти параллельно, но все равно для этих работ отводится 1,5 года.
Можно видеть, что срок внедрения даже части системы на крупном предприятии не бывает меньше 12 месяцев. В то же время, по словам Валерия Панкратова, настройка параметров системы под заказчика занимает всего 2-3 недели. Что же делают внедренцы в остальное время? Они заняты реструктуризацией бизнес-процессов и выстраиванием «социально правильного восприятия» новой инфраструктуры внутри компании.
***
Что такое Oracle E-Business suite
Это полнофункциональный комплекс готовых бизнес-приложений. Включает три ключевые подсистемы: Oracle ERP (управление и планирование ресурсов), Oracle SCM (управление снабжением, логистикой) и Oracle CRM (управление работой с клиентами). Они объединяют 150 интегрированных программных модулей.
Первая версия комплекса корпоративных бизнес-приложений появилась в 1989 г. под названием Oracle Applications. В 2000 г. появилась первая версия E-Business Suite.
В настоящее время более 13 тыс. предприятий в мире используют Oracle E-Business Suite. По результатам 2003 финансового года системы управления предприятиями принесли 19% оборота корпорации, а в третьем квартале 2004 финансового года (закончился в феврале) — уже 23%.
Пользователями системы в Украине являются «Квазар-Микро», «Сармат», «Олимп», «Фарпеп», «Утел», ГТК, Харцыз-ский трубный завод и др.
Крупнейшей сделкой на рынке ERP в странах СНГ стал контракт Oracle и российского «Связьинвеста» на установку Oracle E-Business Suite стоимостью $153 млн., подписанный в 2003 г.
Статус сертифицированного партнера по направлению бизнес-систем Oracle в России имеют группа компаний «Борлас» (18 проектов в 2003 г., 120 консультантов) и компания TopS BI (10 проектов, 58 консультантов). Сертифицированным партнером в Украине является «Квазар-Микро».
***
фото: Главная задача внедренцев — согласование бизнес-процессов предприятия и логики системы, а также выстраивание «социально правильного восприятия» новой инфраструктуры внутри компании; На форумах состоявшиеся пользователи делятся своим опытом и проблемами, а потенциальные — пытаются «примерить» чужой опыт на себя.