В гостях у редакции "Гудка" побывал министр транспорта России Игорь Левитин. По его словам, ежегодно на развитие транспортной инфраструктуры государству требуется около 20 миллиардов долларов.
Конечно, таких расходов Минтранс пока позволить себе не может, дефицит средств достигает половины от необходимой суммы. Но выйти из положения можно, концентрируя бюджетные ассигнования на приоритетных проектах. Один из них - разработка программы "Экспорт транспортных услуг". Реализация вошедших в нее проектов должна обеспечить стране ключевое положение на рынке транзитных перевозок.
"Приоритеты в транспортной отрасли должны быть расставлены очень четко, - рассказал Игорь Левитин. - В долгосрочные, инфраструктурные проекты бизнес без поддержки государства не пойдет. Значит, задача исполнительной власти - взять на себя заботу о развитии инфраструктуры: портовой, авиационной, речной и железнодорожной".
По словам министра, пока транспортное ведомство разрабатывало механизмы реализации дорогостоящих проектов, правительство утвердило концепцию создания Инвестиционного фонда в стране. Эта идея обсуждалась кабинетом министров продолжительное время, и была найдена формула наполнения фонда. Потенциально он может аккумулировать до 2 миллиардов долларов в год. Однако, чтобы проект получил одобрение всех заинтересованных ведомств и финансирование из Инвестфонда, его бизнес-план должен отвечать определенным требованиям. Например, если какое-то министерство предлагает проект общей стоимостью 5 миллиардов рублей, оно обязано доказать заинтересованность негосударственных структур вложить 25 процентов собственных средств. Условия довольно жесткие. "Я думаю, - отметил министр, - что назначение двух заместителей председателя комиссии - министра топлива и энергетики и министра транспорта - говорит о том, что самые реальные инвестиции - в этих отраслях. Тем не менее любое ведомство может готовить заявки на конкурс проектов".
По словам Игоря Левитина, России нужен закон о транзите: "Мы к нему хотели выйти через новую федеральную целевую программу. Закон о транзите должен определить новые привлекательные условия, которые создаются для бизнеса в этом сегменте перевозок. Такие законы действуют во многих странах. Сегодня понятно, что нужно сделать, чтобы обеспечить рост динамики транзитных перевозок. Мы подсчитали: для того чтобы решить эту задачу, необходимо примерно 800 миллиардов рублей. Эти средства позволят Минтрансу разработать и реализовать соответствующие проекты. На заседании правительства было решено сделать программу "Экспорт транспортных услуг" подпрограммой действующей федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России". Несколько дней назад это решение было утверждено председателем правительства.
Проекты, предлагаемые в эту подпрограмму, должны иметь обоснование инвестиций, инженерный проект и все необходимые расчеты. В следующем году Министерству транспорта выделен 1 миллиард рублей на разработку конкретных бизнес-планов. Лучше всего проработаны проекты платных дорог, и, надеюсь, какой-то из них получит в 2006 году финансирование. Наиболее реальным считаю проект Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге.
Для разработки ТЭО и инженерного проекта требуется почти год. Федеральное дорожное агентство в этом году провело два конкурса на обоснование инвестиций по проектам автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург и ЦКАД в Московской области. Надеюсь, эти проекты мы сможем представить в конце следующего года. Есть и другие перспективные предложения, например логистический центр в районе порта Новороссийск".
"Я предложил ОАО "РЖД", - рассказал "Гудку" Игорь Левитин, - участвовать в нескольких интересных проектах.Это, в частности, проект соединения аэропортов Московского авиаузла скоростной электричкой. На следующей неделе с Савеловского вокзала уже начнет курсировать специально подготовленный комфортабельный электропоезд для авиапассажиров, вылетающих из аэропорта Шереметьево. В 2007 году Шереметьево усилиями железнодорожников получит прямое железнодорожное сообщение с Москвой. Таким образом, во все московские аэропорты пассажиры смогут добраться по железной дороге. Следующим шагом должно стать объединение трех железнодорожных направлений в единую схему для удобства авиапассажиров. Постараемся успеть в следующем году получить деньги на обоснование инвестиций.
Вместе с тем не по всем проектам у нас с ОАО "РЖД" единое мнение, например в отношении модернизации Сахалинской железной дороги. В начале осени я побывал на Сахалине. Думаю, что тратить 43 миллиарда рублей на изменение ширины железнодорожной линии - это много. На острове все перевозки осуществляются на расстояние 150 - 200 километров. Прейскурант 10-01 построен таким образом, что до 1000 километров он непривлекателен, а в ряде случаев делает перевозки неконкурентоспособными. Существует очевидный риск вложить 40 миллиардов рублей и не получить необходимого грузопотока. Я думаю, что здесь должен быть комбинированный подход: где-то железная дорога, где-то автомобильный транспорт. В настоящее время основной грузопоток связан с доставкой грузов для строительства платформ на шельфе. Завтра мы эти платформы установим, они будут работать, а возить будет нечего, потому что углеводородное сырье будет доставляться по морю и по трубе".
Министр предлагает ОАО "РЖД" принять участие за счет средств Инвестиционного фонда в обосновании инвестиций по проекту высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. "Это масштабный инвестиционный проект с единой идеологией, интегрирующей инфраструктурную составляющую и разработку нового типа подвижного состава. Здесь мы должны помочь ОАО "РЖД" найти бюджетные средства для участия в этом проекте. Думаю, и компания должна проявлять большую активность и настойчивость. Существуют и другие проекты. Я уже говорил о проекте логистического центра в Новороссийске. Считаю целесообразным участие ОАО "РЖД" в строительстве второго входа в порт Новороссийск с привлечением бюджетных средств.
МПС России и ОАО "РЖД" годами ничего не получали из бюджета, поэтому у компании не было стимула участвовать в разработке инвестиционных проектов. Сегодня ситуация в корне изменилась. Думаю, компании нужно активнее работать в этой области, а мы со своей стороны готовы оказывать в этом всестороннюю поддержку".
***
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
(млрд. рублей, в ценах соответствующего года)
[Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания]