Где заказанные мной товары? Еще десять лет назад такой вопрос доставил бы и покупателю, и продавцу на каком-либо предприятии немало головной боли. Многочисленные телефонные звонки, послания по электронной почте или по телефаксу, взвинченные нервы менеджера по продаже - всего этого часто было мало, чтобы узнать, где застряла нужная продукция. Ибо во времена глобализации, когда производители в кратчайшие сроки доставляют заводам-получателям полуфабрикаты и сырье, чтобы в заключение выпущенные изделия вновь отправлялись в путь по всему миру, вопросы логистики стали комплексными. Хороший пример того, как Интернет впервые дает предприятию возможность вести свои логистические процессы в ногу с глобализацией, дает текстильная отрасль.
Немецкие текстильщики долгое время относились к логистике как к нелюбимому дитяти. "Грузовики, которые привозят нам готовую продукцию, похожи на ящик фокусника - мы просто недостаточно знаем, что в нем действительно находится", - говорит руководитель закупочного отдела одного швейного предприятия. За всей текстильной цепью - например, от овцы до магазина - скрываются огромные расходы на логистику. Производители должны вовремя реагировать на все более быструю смену моделей. При этом применяется немало разных тканей. Пиджаки сейчас состоят из 40 отдельных деталей. За один сезон большое швейное предприятие использует до 35 тыс. различных материалов.
Во времена, когда компьютерные сети еще не охватывали весь мир, у производителей и поставщиков не было централизованного доступа к сведениям о сроках поставок, рассказывает Т. Шварц, создатель фирмы "Wittener Setlog GmbH", которая специализировалась на логистических решениях с опорой на Интернет. "Сегодня на некоторых предприятиях еще любят по пятницам сравнивать снятые с Интернета расчетные страницы "Excel", чтобы избавиться от несогласований и ошибок. Это неэффективно", - говорит он. Порой в различных отделах предприятия существует свыше 100 расчетных таблиц, которые приходится сравнивать. Шварц и его сотрудники разработали для этого систему, с помощью которой через Интернет создается картина всей цепи поставок. В нее включены все поставщики и агенты. С ее помощью в любое время можно установить местонахождение любого отправления.
В отличие от автомобильной промышленности, которая уже давно создала сеть, охватывающую своих поставщиков, решений, которые отвечали бы требованиям текстильной промышленности, до сих пор не существовало. "Setlog" сделал ставку на использование Интернета. Вместо того, чтобы создавать новые системы товарного хозяйства, свое решение под названием "Etants Observer" он построил на уже существующих системах. Партнеры вдоль всей цепи поставок общаются теперь друг с другом исключительно через Интернет, поясняет Шварц. Любые сведения о заказах, производстве и поставках объединяются в банке данных. Система заблаговременного предупреждения напоминает о критических сроках. В результате товары быстрее достигают цели. Прежде агентствам и специализированным отделам для подстраховки всегда требовались два дополнительных дня. С системой "Setlog" необходимость в этом отпадает, потому что каждый участник все сроки выдерживает. По оценке Шварц, при импорте из Азии время между заказом и поступлением товара может сократиться примерно на 25 дней. Поток электронных посланий заметно уменьшается, сроки поставок выдерживаются.
Благодаря Интернету удалось также снизить издержки, говорит Шварц. И это не только потому, что сотрудникам не приходится тратить рабочее время на сравнение расчетных таблиц или с помощью различных средств связи отыскивать нужный ящик - местонахождение заказанного товара в любое время можно узнать по Интернету. Шварц приводит другой пример. Производитель модной одежды заказывает ткани для 10 тыс. рубашек. Четверть этого количества должна быть получена быстрее. "Раньше покупатель держал такие вещи в памяти. Сегодня это немыслимо". Срочная поставка часто осуществляется как авиагруз. Благодаря Интернету 2500 рубашек прибывают на самолете, остальная часть отправляется, например, с подходящим морским судном. Вместо того, чтобы грузить на него наполовину заполненный контейнер, система указывает, что через два дня отправится другой более удобный транспорт. Автоматически исключаются также неверные подсчеты. "Нам уже встречались предприятия, у которых счета за авиаперевозки были на 40% неверными", - рассказывает Шварц.
Так же, как и в текстильной отрасли, Интернет во многих других отраслях произвел революцию в логистике. Экспедиторы предлагают своим клиентами возможность непрерывного контроля за ходом поставки - ящик с товаром стал прозрачным, как стеклянный. С помощью Интернета в процессе транспортировки стал возможен даже контроль за температурой чувствительного к ней товара, например, фармацевтической продукции. Кроме того, предприятия могут отправлять и получать свои заказы в режиме реального времени (онлайн), а в заключение получать счета по Всемирной паутине.
Технический прогресс продолжает двигаться вперед. С помощью так называемой идентификации по радиочастотам (RFID) товары учитываются теперь не вручную по штриховому коду, а автоматически и гораздо быстрее посредством укрепленных на поддонах чипов, которые могут хранить множество информации. Однако, несмотря на удачные крупномасштабные опыты, пока из-за высоких издержек это остается делом будущего.Такая технология еще находится на пороге широкого применения", - считает В. Керстен. профессор логистики технического университета в Гамбурге.
Т. Шварц намерен в будущем вскочить и на этот поезд. Для этого ему сначала придется провести разъяснительную работу среди производителей модной одежды. "Когда четыре года назад мы вышли на рынок готовой одежды со своим продуктом, никто не понимал, что нам вообще нужно". Теперь после безуспешных поисков пропавших грузов к нему пришли более 20 клиентов, в том числе такие известные фирмы, как "Betty Barklay и "Klaus Steilmann".
"Frankfurter Allgemeine"