АРХАНГЕЛЬСК, 22 июня. Архангельская область не подавала заявку на создание портовой особой экономической зоны (ОЭЗ). Об этом заявил руководитель представительства областной администрации при правительстве РФ Александр Мирелли.
Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе представительства, чиновник отметил, что ближайшие возможности по созданию ОЭЗ уже упущены. «Первый конкурс на создание портовых ОЭЗ состоялся весной прошлого года, однако Архангельская область по какой-то неизвестной мне причине не подала заявку на участие, и теперь, в связи с кризисом, никто не берется сказать, когда будет следующий шанс», — отметил Мирелли.
В итоге, по его словам, победителями стали Ульяновская, Красноярская области и Совгавань.
По мнению Мирелли, развитие портовой особой экономической зоны открыло бы отличную перспективу для Архангельской области в плане освоения Арктики. В настоящее время существует возможность создания ОЭЗ на территории одного из глубоководных портов Северо-Западного региона России – либо Мурманской либо Архангельской области. Однако у Архангельской области есть свои преимущества, которые дают ей большие шансы на создание ОЭЗ. В частности, территория глубоководного порта, в отличие от Мурманского, полностью свободна. В Архангельской области лучше развита транспортная инфраструктура, имеется двухполосная железнодорожная магистраль, в отличие от однополосной в Мурманской области. Дополнительным стимулом для создания здесь ОЭЗ может стать перспектива развития проекта «Белкомур».
В настоящее время в России развивается 15 особых экономических зон. В соответствии с положениями федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в стране могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Объем заявленных частных инвестиций на сегодняшний день составил более 140 млрд рублей. В развитие инфраструктуры ОЭЗ вложено более 34 млрд рублей госсредств.
Добавим, что проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» является частью федерального транспортного проекта «Восток – Запад». Железная дорога пройдет через Пермский край, Республику Коми и соединит регионы Сибири и Урала с северными портами, сократив путь на 800 км. Строительство пути началось в 1996 году, но из-за нехватки финансирования оно приостановлено в 2002 году. Для строительства магистрали необходимо инвестировать от 30 до 100 млрд рублей.
Строительство глубоководного морского порта под Архангельском увязано с проектом строительства железнодорожной ветки «Белкомур». По прогнозу, порт на первом этапе строительства сможет переваливать 15-20 млн тонн грузов, в дальнейшем ожидается выход на перевалку до 50 млн тонн. По предварительным оценкам, для строительства нового порта и дорог потребуется около 2 млрд рублей.