В штаб-квартире ЭСКАТО (Экономической и социальной комиссии стран Азиатско-Тихоокеанского региона) ООН рассмотрен и принят национальными делегациями окончательный вариант межгосударственного соглашения о формировании Трансазиатской магистрали
- Над этим документом мы работали с 1997 года, - рассказывает, прилетев из Бангкока, национальный эксперт Российской Федерации, директор Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта Федор ПЕХТЕРЕВ. - Последовательно прошли этапы отбора грузовых маршрутов, образующих Трансазиатскую железнодорожную магистраль, определения степени готовности их инфраструктуры и выявления "узких мест", которые мешали бы международному транзиту в Европу, этап пропуска демонстрационных контейнерных поездов по выбранным направлениям и самой подготовки соглашения.
В нем предусмотрено пять ведущих в Европу основных маршрутов. Это российские дальневосточные морские порты - Транссиб, китайские морские порты -железнодорожное сообщение КНР и Казахстана (от станции Дружба) - Транссиб - международный транспортный коридор (от Нижнего Новгорода), железнодорожное сообщение КНР -Транссиб (через Забайкальск), такое же сообщение КНР и Монголии с выходом на Транссиб через станцию Наушки, железнодорожное сообщение Республики Корея и КНДР-Транссиб.
Таких маршрутов, такой сети не было в Азии. Ожидается, что подготовленное межгосударственное соглашение, прошедшее экспертизу в юридической службе ООН, в апреле следующего года подпишут министры транспорта почти двух десятков стран. Оно должно быть утверждено и в ООН, куда и будет направлено на депозитарное хранение. После этих процедур Азия получит отформатированную сеть железных дорог. Навстречу европейским пролягут азиатские международные транспортные коридоры. На следующем этапе они соединятся. По первым четырем маршрутам уже пропущены демонстрационные поезда. Пятый, с выходом на Транссиб через пограничную станцию Хасан, к сожалению, пока остается нереализованным.Он еще не преодолел стадию переговоров.
Приняты и перечни национальных линий, которые подключены к стволовому направлению подобно кровеносным сосудам. Независимый юрист из Нью-Йорка наблюдал, чтобы каждое пожелание делегаций соответствовало международному праву. Соглашение оставлено открытым для дополнений, и разработан механизм его реализации. Мониторинг будет поручен межгосударственной рабочей группе. Со своей стороны, российская делегация предложила провести лингвистическую экспертизу соглашения, чтобы избежать разнобоя в написании географических названий и, следовательно, путаницы со станциями назначения грузов.
Скажу еще, что формирование Трансазиатской магистрали касалось не только железнодорожного транспорта, оно было комплексным. Подготовлено соглашение по ТАШД - Трансазиатской шоссейной дороге. Это многовариантная сеть, близкая к избранным железнодорожным направлениям. В нее входит и участок Чита - Хабаровск. Отмечен опыт применения морских судов, принимающих на борт сразу по пять, шесть или десять тысяч контейнеров. При этом вдвое снижается себестоимость их доставки. Документально оформлены кратчайшие международные авиатрассы с платным использованием российского воздушного пространства.
- Федор Степанович, соединение национальных маршрутов в Трансазиатскую железнодорожную магистраль впечатляет. Но читательской аудитории "Гудка" будет интересно узнать, какие выгоды участникам проекта сулят азиатские транспортные коридоры?
- Статус международного транспортного коридора дает возможность странам принимать решения, невозможные на двусторонней основе ни с юридической, ни с любой другой точки зрения. У них же разные законодательные акты, разные технические условия и тарифы. А в международном коридоре все это, включая пограничные и таможенные требования, приведено к общему знаменателю. Не затрагивая тарифную политику суверенных государств, можно ввести другие тарифы для конкретного международного коридора.
Яснее ясного, что несомненный выигрыш получат страны, не имеющие выхода к морю. Например, Монголия. Что же касается России, то и здесь доказывать ничего не надо. Мы часто говорили о недостаточной загрузке Транссиба, но не рассматривали его в целом с зарубежными основными и капиллярными линиями, тогда как рядом, в Китае, обращается свыше 20 миллионов контейнеров. Соединяясь с сетью КНР, других стран, мы можем рассчитывать на дополнительную загрузку Транссиба. Пропуск демонстрационных поездов показал, что инфраструктура российских железных дорог готова принять очень большие грузопотоки. Плюс ко всему у нас в резерве находится перевозка контейнеров в два яруса. Новая платформа под них успешно проходит испытания.
- В то же время специалисты не сбрасывают со счетов вариант, альтернативный пятому маршруту, когда грузопоток с Корейского полуострова может быть направлен не на Транссиб, а на рельсы Китая и далее - через страны Средней Азии, Иран и Турцию - в Европу. Надо полагать, ЭСКАТО не обходит его вниманием?
- Комиссия не исключает иных изыскательских работ, благодаря которым, в частности, возвращается из небытия, обретая стальное полотно, Великий шелковый путь. Но идея строительства его части от станции Дружба, что на границе с Китаем, до порта Актау на Каспии, да еще с колеей 1435 миллиметров, в Казахстане встречена неоднозначно. Известный железнодорожный деятель Нигмаджан Исингарин призывает осторожно подходить к реализации проектов, меняющих направление грузопотоков и социальную обстановку. Если же это строительство состоится, то нетрудно будет от Актау уложить путь вдоль Каспия и по действующей линии Теджен - Серахс выйти на иранские и турецкие перегоны. Учтем также, что в следующем году Турция начинает и через три-четыре года заканчивает сооружать тоннель под Босфором. Тогда контейнеры из южнокитайских морских портов, как и по Транссибу, - без перевалки, начнут прибывать в центр Европы.
Нужно признать, что страны воюют за международный транзит, доходы от которого сопоставимы с доходами от продажи невосполнимых природных ресурсов.
Они особенно велики, когда транспортную артерию сопровождает волоконно-оптическая линия связи и обслуживают информационные технологии.