Вслед за авто китайцы взялись за самолеты

Премьер-министры Франции и Китая подписали в Париже "историческое" соглашение о закупке Пекином 150 аэробусов А320 на сумму примерно 8,3 млрд. евро. Никогда еще в истории фирма Airbus не продавала сразу такого количества своих самолетов. После реализации этого контракта аэробусы составят примерно половину самолетного парка Китая.

В качестве ответного жеста Airbus, являющийся филиалом европейского концерна ЕАДС, выстроит в Поднебесной завод по сборке А320. Одновременно фирма "Еврокоптер", другой филиал ЕАДС, заключила договор о совместном создании гражданского вертолета весом 6-7 тонн. "Еврокоптер" рассчитывает, что КНР, став его главным клиентом, начнет закупать с 2015 года около 100 вертолетов ежегодно. Президент ЕАДС Ноэль Форжар вообще намерен "связать воедино судьбы китайской и европейской аэронавтик". Кроме того, Париж обещал Китаю поддержку в борьбе за отмену эмбарго на поставки европейской боевой техники, которое было введено в 1989 году.

Сборочный завод в Китае начнет действовать, по предварительным данным, с 2008 года и будет выпускать А320, предназначенные для китайского рынка. Но уже сегодня примерно на половине из 4 тыс. аэробусов, находящихся в эксплуатации во всем мире, есть детали, произведенные в Китае. Согласно прогнозам, через два десятилетия гражданский воздушный флот КНР возрастет с нынешних 1200 до 2800 лайнеров и станет вторым в мире после американского. Срединная империя превращается в поле схватки Airbus и Boeing, который в ноябре этого года во время визита Джорджа Буша продал Пекину 70 Boeing 737 на сумму 4 млрд. долларов.

Надо ли так уж ликовать по поводу заключения столь "выгодных" контрактов с Поднебесной, задаются вопросом некоторые парижские эксперты. Не рубим ли мы сук, на котором сидим? Имея сборочный завод, КНР сможет получить доступ к новейшей технологии. "Мы будем передавать ее выборочно", - уверяет тот же Ноэль Форжар. Так или иначе, уже через три-четыре года во всем мире будут летать А320 "Made in China ".

В этой связи здесь вспоминают о том, как в известной мере просчитался другой европейский концерн - "Альстом", который специализируется, в частности, на производстве высокоскоростных поездов. Он как раз не учел риска, связанного с передачей технологии, пишет Али Лаиди в книге "Тайны экономической войны". Так, например, корейцы, заключив соглашение с "Альстомом", теперь уже сами разработали свои собственные скоростные поезда, которые пытаются продать... Европе. Это касается не только новейшей технологии, включая информатику и автомобилестроение, но и агропромышленного комплекса, сферы образования.

Другие специалисты убеждены, что китайцы так или иначе получат в свои руки новинки. Для этого они, среди прочего, используют, пишет газета "Фигаро экономи", "джеймсбондовские" методы. Весной 2005 года во Франции была арестована китайская студентка Ли Ли Вуанг, которая проходила стажировку на одном из предприятий фирмы "Валео". Ей предъявили обвинения в промышленном шпионаже, но потом отпустили на свободу. Почему же тогда не продавать китайцам то, что они заполучат тем или иным путем, вопрошают эксперты.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости