Этот год все российские авиакомпании провели под знаком высоких цен на авиационный керосин. По итогам их работы за 11 месяцев текущего года, которые представляет "Бизнес", видно, что эта составляющая расходов не позволила перевозчикам серьезно нарастить пассажиропоток. Эксперты считают, что, несмотря на некоторые успехи, рынок авиаперевозок столкнулся с системным кризисом.
Флагман российской гражданской авиации "Аэрофлот", согласно официальным данным авиакомпании, за 11 месяцев на 2% сократил количество обслуженных пассажиров - до 6,239 млн человек. Но, несмотря на это, статус авиакомпании номер один пока никто из ближайших конкурентов поколебать не смог. Следующая за "Аэрофлотом" авиакомпания "Сибирь" уступает национальному перевозчику по количеству перевезенных пассажиров в полтора раза.
При сложении показателей пяти авиакомпаний альянса AiRUnion, который в будущем году может стать единой компанией, близких к "Аэрофлоту" цифр все равно не получится.
За 11 месяцев "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс" все вместе обслужили 3 млн человек, а по итогам года планируют перевезти около 3,5 млн человек.
"Аэрофлот" же в конце лета сообщал, что планирует перевезти 7,9 млн человек. Позже этот прогноз был скорректирован до 7 млн. А сейчас авиакомпания затрудняется прогнозировать предварительные итоги 2005 года и предлагает дождаться результатов декабря. Как пояснили "Бизнесу" в пресс-центре компании, такие показатели за 11 месяцев связаны с сокращением рейсов на Милан (Италия), а также с передачей рейсов на Хабаровск авиакомпании "Дальавиа" и части маршрутов дочерней компании "Аэрофлот-Норд".
Эта северная "дочка" "Аэрофлота" была образована в прошлом году на базе авиакомпании "Архангельские воздушные линии". За прошедший год период компания показала один из лучших результатов по отрасли, перейдя из третьей десятки перевозчиков сразу в первую десятку, не без помощи материнской компании добившись прироста количества перевезенных пассажиров 85% по отношению к прошлому году.
Стабильный прирост показателей в течение всего года был у авиакомпании "ЮТэйр".
В отдельные месяцы он доходил до 25%. А по итогам года, если авиакомпания достигнет установленной планки в 2 млн пассажиров, прирост составит 17,4%. Конкуренты "ЮТэйр" объясняют ее успехи маршрутами, полученными от купленной в прошлом году "Комиинтеравиа". Но генеральный директор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов согласен с такими оценками частично. "У нас, при всем кажущемся ужасе в отрасли, экономика по сравнению с прошлым годом улучшилась. Не только за счет "Комиинтеравиа", но и из-за развития программы часто летающих пассажиров, новой программы стыковок во Внукове и открытия новых линий из Москвы в центральные регионы России",- пояснил Мартиросов "Бизнесу". Так или иначе, но "ЮТэйр" произвела единственное изменение положения авиакомпаний в первой пятерке Топ-10, поменявшись местами с "КрасЭйр". В пресс-службе альянса AiRUnion поясняют, что "КрасЭйр" в этом году сократила ряд маршрутов в связи с оптимизацией маршрутной сети всего альянса. На пассажиропоток авиакомпании также повлиял вынужденный простой самолетов Ил-96-300. Но при этом "КрасЭйр" удалось сократить убытки и показать рост выручки. "Ну и конечно же мы не рассчитывали на такой рост цен на авиакеросин", - сообщили в пресс-службе альянса.
Во второй половине рейтинга произошли серьезные изменения. В десятку крупнейших перевозчиков страны стремительно ворвалась авиакомпания "ВИМ-авиа". За без малого год эксплуатации 12 самолетов Boeing 757-200 "ВИМ-авиа" стала ведущим чартерным оператором в России, обогнав по абсолютным показателям "Трансаэро". В следующем году перевозчик начнет полноценную эксплуатацию еще четырех таких машин и планирует расширение сети внутрироссийских регулярных маршрутов.
Несмотря на некоторые успехи отдельных участников, рынок авиаперевозок столкнулся с системным кризисом, считает генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. "Практически по всем без исключения компонентам идет неконтролируемый рост затрат, - отмечает эксперт. - Растут аэропортовые сборы, дорожают подготовка экипажей, сертификация воздушных судов, продление ресурсов воздушных судов: парк ведь стареет, чем дальше, тем дороже его эксплуатация, а на ввоз эффективной западной техники до сих пор существует ограничениев виде пошлин".