RRJ выходит на мировой рынок

Одной из наиболее динамично развивающейся и, пожалуй, самой амбициозной авиастроительной программой, осуществляемой в настоящее время в России, является программа создания регионально-магистрального пассажирского самолета RRJ (Russian Regional Jet). Причем, первый образец планируют поднять в воздух уже в следующем году.

Самолеты семейства RRJ - продукт, сочетающий в себе передовые технические решения, хорошие летные характеристики и экономические показатели, а также современную инфраструктуру поддержки заказчика.

О том, что Россия, совершенно однозначно, движется на мировой рынок региональных самолетов. Свидетельство тому - подписание в конце ноября 2005 г. между российской компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и дубайской авиационной лизинговой компанией "Конкорд Авиэйшн" (Concord Avitaion) контракта на поставку сорока перспективных российских самолетов на 95 пассажиров (модификация RRJ-95).

Одновременно Россия защищает свою позицию по региональным самолетам и на внутреннем рынке: также в ноябре ГСС и "Аэрофлот" подписали кон-тракт на поставку тридцати RRJ. Общая сумма контракта составляет 820 млн. долл. Еще раньше было подписано предварительное соглашение на поставку RRJ с авиакомпанией "Сибирь".

Среди крупных потенциальных заказчиков самолета - Финансовая лизинговая компания.

Минпроэнерго РФ рассматривает RRJ в качестве одного из наиболее перспективных проектов, который сможет обеспечить качественный рывок отече-ственного гражданского авиастроения и выведет его на уровень ведущих мировых производителей, и собирается финансировать создание RRJ в объеме 36 млрд. руб. Разработчики самолета получили также гарантии по займам. В то же время RRJ - чисто коммерческий проект, и государство выступает здесь лишь как инвестор, деньги будут возвращены в казну с продаж серийных машин.

Беспрецедентными для российской практики является и тот факт, что уже на этапе разработки начался процесс продажи самолета, еще не воплощенного в металл даже в опытных образцах.

Справедливости ради следует отметить, что RRJ все же не стопроцентно отечественный продукт, а самолет, который создается в широкой международной кооперации с ведущими мировыми поставщиками комплектующих. В ча-стности, на нем будет установлен двигатель SaM146 разработки "Пауэрджет" (PowerJet) - совместного предприятия французской компании Snecma (Safran Group) и российского НПО "Сатурн". Первый SaM146 планируется испытать в марте 2006 г. на летающей лаборатории на базе Ил-76, а уже в октябре двигатели этого типа должны поднять в воздух первый опытный экземпляр RRJ.

Среди других зарубежных поставщиков комплектующих для российского самолета и такие фирмы, как Tholes (авионика), Liebherr (системы управления), Honeywell (вспомогательная силовая установка), Messier Dowty (шасси), In-tertechnigue (топливная система), Hamilton Sundstrand (система электроснабже-ния), Air Cruisers (аварийно-спасательное оборудование) и ряд других. По мно-гим из этих позиций, задействованы и российские предприятия, которые участвуют в разработке и изготовлении отдельных узлов.

Само собой, буквально нашпигованный импортными комплектующими самолет будет сертифицирован по международным стандартам. Сегодня и отечественные, и зарубежные эксперты едины во мнении, что RRJ 95 наряду с машинами этого же семейства RRJ60 и RRJ75 будут обладать высокими экспортными возможностями. При этом немаловажно, что цена RRJ на западном рынке будет на 10-15% ниже чему у конкурентов. Что же касается отечествен-ных покупателей RRJ, то правительство России готово к снижению или вовсе отмене пошлин на импортные поставки в рамках этого проекта.

На сегодня маркетинговые исследования показывают, что в ближайшие 15-20 лет мировой рынок может востребовать около 800 самолетов RRJ, из них примерно 300-350 машин останутся в России. Начало поставок RRJ ожидается в 2008 году. Это вполне реальные сроки благодаря применению перенятой у Boeing так называемой бесстапельной сборки, что позволяет на 30% сократить ее трудоемкость и, соответственно, - время постройки самолета.

Что касается конкурента RRJ украинского Ан-146, то он впервые поднялся в воздух в декабре 2004 г., а его сертификацию предусматривается завершить уже в первом полугодии 2006 г. С самого начала планировалось, что серийное производство Ан-148 будет осуществляться Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО) и киевским авиазаводом "Авиант". Однако, после выборов нового президента Украины и последовавшего охлаждения отношений между двумя странами подготовка производства на ВАСО практически прекратилась, и лишь недавно для Ан-148 был дан зеленый свет. В конце ноября ВАСО и АНТК им. Антонова заключили лицензионный договор, позволяющий начать серийное производство этого самолета в России уже в 2006 г.

В принципе "Сухой" и "Антонов" могут и не быть конкурентами, если первый начнет выпуск 95-110-местных машин повышенной дальности (3000 - 5000 км), второй - 70-80-местных машин умеренной дальности (1000 - 2000 км). При этом Россия определенно заинтересована в выпуске Ан-148, поскольку он на 69% состоит из комплектующих, производимых российскими предприятия-ми авиационно-космической отрасли.

В России продажей, поставками в финансовый и операционный лизинг этих самолетов занимается компания "Ильюшин Финанс К0" (ИФК). В настоящее время у нее уже сформирован портфель твердых и предконтрактных соглашений с российскими авиакомпаниями на поставку 54 самолетов. Кроме того, заинтересованность в приобретении 10 Ан-148 воронежской сборки проявила украинская авиакомпания "Аэросвит" и 7 - Республика Казахстан. Планируется, что в течение 10 лет на ВАСО будет собрано около 250 самолетов.

Немаловажная особенность подписанного лицензионного договора в том, что России имеет право самостоятельно дорабатывать Ан-148 от базовой версии до вариантов военно-транспортного самолета, специального назначения, грузового и грузо-пассажирского. По экспертным оценкам, Вооруженным си-лам РФ и другим российским силовым структурам может понадобиться порядка 200 таких машин, в том числе для морской патрульной службы, подразделений радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки, тактической разведки, воздушного командного пункта, а также в качестве топливозаправщика.

Помимо всего прочего реализация программы производства Ан-148 на ВАСО позволит гарантировано загрузить мощности этого авиазавода на ближайшую перспективу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости