Проблемой развития электронных продаж авиабилетов в России помимо самих авиакомпаний озаботился ключевой игрок на рынке авиаперевозок, обеспечивающий расчеты авиакомпаний, - Транспортная клиринговая палата (ТКП). Вчера специалисты ТКП продемонстрировали в аэропорту Домодедово возможности новой системы бездокументарного обслуживания пассажиров - с применением технологии E-ticketing. Система ТКП, как уверяют разработчики, будет ничем не хуже существующих аналогов американской ASP ARC USA и европейской BSP IATA. По мнению президента Транспортной клиринговой палаты Сергея Ильичева, опытное введение "электронного билета", позволяющего экономить авиакомпаниям на дистрибуции от 5 до 10 долларов и избавляющего пассажиров от необходимости бумажного оформления, может появиться в России уже к лету 2006 года.
Внедрение интернет-продаж авиабилетов уже давно стало общемировой тенденцией. Используя такую технологию, авиакомпании получают прямой доступ к клиенту. Заказать и оплатить билет путешественник может практически из любой точки мира. Таким образом, клиентская база может вырасти в разы. Сокращаются и издержки на дистрибуцию. Однако российские перевозчики к освоению этой технологии приступили только сейчас, да и используют они ее в усеченном виде. "Сибирь", "Трансаэро" и альянс AiRUnion уже предоставляют в Интернете возможность бронирования авиабилета. Но даже после такого бронирования на сайте авиакомпании пассажир все равно вынужден получать бумажный билет в кассе или в аэропорту. О внедрении в России полноценной системе E-ticketing, перейти на которую Международная ассоциация транспортной авиации (IATA) рекомендовала перевозчикам к 2007 году, речи пока не идет. И в первую очередь - из-за отсутствия законодательной базы: оформление бумажных билетов в нашей стране по-прежнему обязательно - они являются формой отчетности для налоговых органов.
Впрочем, это не мешает сейчас Транспортной клиринговой палате готовить собственную систему электронных взаиморасчетов. Свою технологию ТКП собирается внедрить на территории России с использованием существующей агентской сети и на базе собственной системы взаиморасчетов. Для большей наглядности в ходе проводимого вчера в аэропорту Домодедово семинара была продемонстрирована процедура оформления электронного билета, регистрация в аэропорту и отправка пассажира. В режиме реального времени был распечатан электронный билет (маршрут-квитанция и условия договора). В ТКП утверждают, что новая система ничем не будет уступать зарубежным аналогам, а ее использование для перевозчиков будет дешевле. "Российский перевозчик, собирающийся переходить на новые технологии, придет к нам", - убежден Сергей Ильичев.
Уверенность руководителя ТКП возникала не просто так. Один из высокопоставленных чиновников Минтранса вчера подтвердил "Газете", что авиавласти не заинтересованы в приходе в Россию сильных зарубежных игроков, занимающихся взаиморасчетами по технологии E-ticketing, таких, например, как американская ASP ARC USA и европейская BSP IATA.