Военная авиация в штопоре?

На днях член Комитета Госдумы РФ по обороне генерал-майор Николай Безбородов выступил с заявлением о состоянии наших Военно-воздушных сил. Оно, на мой взгляд, стоит того, чтобы процитировать его почти полностью:

"В настоящее время около 90% авиационной техники ВВС эксплуатируются за счет продления их ресурсов и сроков использования. Износ составляет более чем 57%, из них 55% эксплуатируются более 15 лет, 40% - от 5 до 10 лет и только 20 самолетов - менее пяти лет. Для перевооружения ВВС в течение ближайших 20 - 25 лет необходимо ежегодно закупать до 150 боевых самолетов различных типов и около 60 вертолетов. К сожалению, военный бюджет 2006 года, принятый в Госдуме, позволяет модернизировать (а не покупать) только 17 истребителей Су-27 и около 20 вертолетов Ми-8 и Ми-24".

Для гражданского человека, далекого от проблем наших ВВС, это признание парламентария наверняка выглядит убийственным и сенсационным. Для тех же, кто служит в ВВС, это давно уже привычная и печальная реальность. Жаль только, что столь суровое публичное признание прозвучало не из Минобороны, Генштаба или Главкомата ВВС, а из уст депутата Госдумы. А вот если бы это сделал, скажем, Главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, он бы мгновенно мог стать пенсионером.

Еще со времен Ельцина у нас так повелось: даже о мизерных сдвигах к лучшему генералы победно трубят на всю страну, а если о провалах, то президенту или министру обороны на ушко. Еще и под грифом "Совершенно секретно".

А теперь давайте попытаемся разобраться, что в действительности скрывается за цифрами, которые назвал Безбородов. То, что наши стареющие ВВС все круче входят в штопор, думаю, любому ясно. В переводе на понятный язык "продление ресурсов и сроков использования 90% авиатехники" - все равно что 90-летнюю старушку слегка подлечить, подрумянить и выпустить на соревнование по спринту. Авось живой добежит до финиша. 57%-ный износ машин (что бы нам ни говорили об их легендарном долголетии) - это почти то же, что у каждой второй из них "предынфарктное" состояние. В любой момент может случиться сердечный приступ. А бюджета ВВС на запчасти едва хватает на то, чтобы подлатать лишь каждую четвертую машину. Отсюда - боязнь командиров выпускать изношенные самолеты и вертолеты в небо, отсюда - и мизерный (по 30 - 40 часов в год) налет у пилотов вместо минимального 120-часового. Отсюда и потеря навыков даже у асов (заблудившийся в небе Латвии и разбивший Су-27 майор ВВС Валерий Троянов тому подтверждение). И если вам говорят, что в ВВС за последние годы втрое снизилось число аварий и катастроф, то знайте: истинная причина - в сокращении парка выслуживших свой срок боевых машин и сворачивании полетов.

Что же касается поставок новых самолетов и вертолетов в наши ВВС, судите сами: за последние 10 - 12 лет Россия на 70% перевооружила новьем ВВС Китая и Индии, поставила крупные партии истребителей в Малайзию, Сомали и другие страны, а на подходе еще дюжина контрактов на экспорт авиатехники с общей суммой $5 - 6 млрд. Зато родные ВВС РФ получают в год лишь 7 - 8% новых боевых машин. И как прикажете все это называть?

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости