Вроде бы незначительный летний скандал, когда российские военные выпихивали обратно за границу вьетнамский пассажирский самолет, получил новый импульс. Против четырех диспетчеров, которые-таки довели самолет до Москвы, Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело.
Напомним, дело было так. 12 июля 2005 года Boeing 777-200 выполнял регулярный пассажирский рейс Ханой - Москва. По сведениям гражданских диспетчеров, судно имело все необходимые документы, своевременно было опознано региональными центрами единой организации воздушного движения (ОрВД), "в воздушном пространстве РФ находилось под постоянным контролем... в пределах установленной международной воздушной трассы и не представляло угрозы безопасности Российской Федерации". По данным же военных, никаких разрешений не было, и борт надо было "ставить в зону ожидания".
Авиадиспетчеры и руководители полетов Самарского центра Кошелев и Трусин, Пензенского - Страшко и Кольчугин - довели борт до Домодедова. Еще до приземления выяснилось, что все необходимые разрешения на вход в воздушное пространство РФ у самолета есть.
Тогда же в ходе разбирательства установлено, что от гражданских авиаслужб в ПВО запрос на рейс вьетнамского Boeing 777 ушел вовремя, но военные его так и не получили. Все случилось из-за разобщенности ведомств.
Любой диспетчер навскидку припомнит множество других случаев, когда военные давали команду на возвращение борта, а потом, после выяснения недоразумения, сами же выдавали разрешение на продолжение полета. Как изящно сказано в письме президента ФПАД Сергея Ковалева в Генпрокуратуру, "у гражданских авиадиспетчеров имелась информация о том, что рейс обеспечен надлежащим образом. Отсутствие подобной информации у военных коллег не вызвало какой-либо неожиданности в силу повторяемости данного явления".
И вот на этой неделе Главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов и руководитель Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько обратились в Генпрокуратуру с просьбой рассмотреть вопрос о возможности прекращения уголовного дела: диспетчеры действовали в сложной обстановке и в состоянии крайней необходимости. Ранее с такой же просьбой выступил президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев.
В профсоюзе авиадиспетчеров на случай, если Генпрокуратура все же продолжит раскручивать это дело, ссылаются на статью 271 УК. В ней говорится, что за несоблюдение маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета несут ответственность совсем не авиадиспетчеры, а экипаж воздушного судна.
На деле отвечать должны те, кто поставил под угрозу жизнь пассажиров огромного самолета, потеряв необходимые для полета над Родиной документы. Но их Генпрокуратура пока не трогает...