Вчера в крупнейшей британской авиакомпании British Airways разразился скандал. Коммерческий директор и глава департамента коммуникаций подали в отставку в связи с обвинением в ценовом сговоре с конкурентами. Расследование в отношении British Airways грозит компании многомиллионным штрафом.
Коммерческий директор British Airways (BA) Мартин Джордж и глава департамента коммуникаций Иен Бернс находились в бессрочном отпуске с июня, когда по инициативе британского управления по добросовестной конкуренции в отношении авиакомпании было начато расследование. К нему также присоединилось министерство юстиции США. Они обвиняют ВА в ценовом сговоре: по данным следователей, компания информировала конкурентов о готовящихся надбавках на стоимость топлива.
С мая 2004 года ВА последовательно включала в стоимость авиабилетов шесть надбавок на топливо. По мнению наблюдателей, решение компании ввести надбавки было вызвано желанием переложить на плечи клиентов оплату части издержек, связанных с ростом цен на энергоносители. При этом понятно, что если бы она делала это в одиночку, то потребители скорее всего предпочли бы летать более дешевыми рейсами других компаний. Это соображение, видимо, и заставило ВА попытаться скоординировать свои действия с конкурентами. Руководство авиакомпании выразило готовность сотрудничать с властями. Чтобы предоставить регуляторам необходимые сведения, ВА провела внутреннее расследование, в ходе которого выяснилось, что переговоры с конкурентами действительно имели место.
Вчера Мартин Джордж направил председателю правления BA Мартину Броутону письмо, в котором признал, что в подотчетном ему департаменте действительно "могли вестись несанкционированные переговоры с конкурентами" относительно надбавок на топливо на дальнемагистральные перелеты. Хотя, по словам г-на Джорджа, сам он не принимал участия в этих переговорах, но считает себя ответственным и потому слагает свои полномочия. Его примеру последовал глава департамента коммуникаций Иен Бернс, не уследивший за противозаконными переговорами.
Новым коммерческим директором станет нынешний директор по планированию Роберт Бойл, а Иена Бернса временно заменит Томас Купс, бывший глава департамента коммуникаций британского банка Abbey National. В British Airways корреспонденту РБК daily сообщили, что расследование пока не закончено и авиакомпания продолжает сотрудничать с властями. Если BА будет признана виновной в картельном сговоре, компании грозит штраф в размере до 10% общемирового объема продаж, который составил в 2005/06 финансовом году 15,8 млрд долл.
Однако эксперты не склонны переоценивать значение скандала. По мнению эксперта отраслевой компании Arran Aerospace Дага Маквити, отставки гг. Джорджа и Бернса будут восприняты как "решительные действия руководства компании". "Другое дело, - говорит г-н Маквити, - что расследование еще не закончено и кому-то из сотрудников компании могут предъявить уголовное обвинение. Но устройство судебной системы таково, что произойдет это очень нескоро".