Мост "Дружба" приобретает политическое значение

Во вторник, 6 декабря, в столице Словении Любляне состоялась встреча министров иностранных дел Эстонии и России Урмаса Паэта и Сергея Лаврова. Помимо всего прочего, политики высокого ранга поговорили и о мосте "Дружба", причем, как следует из их высказываний, наш мост приобрел уже и политическое значение в европейском масштабе.

Лавров и Паэт договорились?

Агентство Росбалт, например, озаглавило свое сообщение о встрече многообещающе - "Лавров и Паэт договорились об улучшении отношений России и Эстонии". Насколько это так, покажет время.

Во всяком случае, как сообщила пресс-служба МИД Эстонии, Паэт и Лавров отметили желание обеих сторон продолжать работу по преодолению напряжения, возникшего в отношениях между странами-соседями.

- Мы должны сосредоточиться на дальнейшем развитии отношений и на перспективах на будущее, - подчеркнул Паэт.

Лавров выдвинул предложение восстановить деятельность межправительственной комиссии, для чего России придется дополнить свою законодательную базу. По словам Лаврова, Россия сейчас прорабатывает договоры по экономике и торговле, которые могли бы стать основой работы подобной комиссии.

Паэт возражать не стал:

- По нашему мнению, возможности работы межправительственной комиссии в развитии двухсторонних договоров далеко не исчерпаны, - сказал он.

Урмас Паэт поднял на встрече и вопрос о возвращении регалий первого президента Эстонии Константина Пятса, а также исторического достояния Художественного музея Тартуского университета. Лавров подтвердил, что Россия намерена вернуть Эстонии президентские регалии и активно работает по поиску юридического разрешения вопроса.

Кроме этого, обсуждались проблемы борьбы с торговлей людьми, наркопреступлениями, отношений между Эстонией и Россией после 2007 года.

Стороны обменялись мыслями в отношении процесса интеграции в Эстонии, в частности, относительно планируемой школьной реформы.

Состоялся обмен мнениями по вопросам положения постоянно проживающих в Эстонии российских соотечественников, соблюдения прав российских пенсионеров - бывших военнослужащих. Министры рассмотрели ряд других тем, представляющих взаимный интерес, в частности возможность подписания в перспективе Соглашения об упрощении визовых процедур для взаимных поездок граждан двух стран.

В конце встречи министры договорились в дальнейшем плотнее обмениваться информацией и продолжать политические консультации.

Однако для нас, вероятно, важнее другое: министры затронули и вопрос о строительстве нового пограничного моста через реку Нарову. Лавров подтвердил, что Россия заинтересована в сотрудничестве по возведению нарвского моста. Урмас Паэт, со своей стороны, постарался усилить значимость вопроса, придав ему политическую окраску. По его словам, нарвский мост не является просто проектом инфраструктуры.

- Пограничный мост имеет символическое значение, - сказал Паэт. - Мост является одним из крупнейших звеньев наземных коммуникаций Европейского Союза с Северо-Восточной Россией, и это звено не отвечает сейчас потребностям.

Какой смысл вложил наш министр в выражение "символическое значение"? Если он имел в виду название старого нарвского моста - "Дружба", - то это уже становится интересным.

О состоянии транзитной "перемычки"

Мост "Дружба" не соответствует современным требованиям. Об этом сообщил Департамент шоссейных дорог Эстонии. В сообщении говорится, что из-за этого в ближайшее время движение по мосту будет ограничено.

По заказу Департамента шоссейных дорог литовское государственное предприятие "Институт транспорта и исследования дорог" подготовило анализ грузоподъемности нарвского моста "Дружба". Необходимые для анализа исследовательские работы проводились этим летом в три этапа. Кроме технического осмотра моста исследовались бетонные элементы конструкции и исследование моста на устойчивость к нагрузкам.

Исследование моста и анализ его допустимой грузоподъемности показали, что спроектированный в 1960 году мост не соответствует сегодняшним, постоянно увеличивающимся, нагрузкам. То есть для тех нагрузок, на которые он рассчитывался, мост вполне еще соответствует, но грузоподъемность транспортных средств неизмеримо возросла, да и сам грузопоток тоже. Конструкции моста и покрытие в результате возросшей нагрузки уже требуют ремонта. Согласно расчетам, проведенным по результатам замеров, допустимые нагрузки при движении по мосту в одном направлении не превышают 41 тонны, что, учитывая суммарную массу и грузоподъемность пересекающих мост автомобилей, значительно больше допустимых пределов.

Как пояснил заместитель руководителя отдела по надзору Департамента шоссейных дорог Пауль Кибин, на мост по одной полосе нельзя пускать машину тяжелее 41 тонны (то есть, на нем не может находиться более двух "сорокатонников", идущих по встречным полосам) и это ограничение будет установлено в сотрудничестве с пограничниками в ближайшие дни.

- Сегодня большегрузная машина весит около 40 тонн, и если машина тяжелее, то для ее движения из Эстонии в Россию или наоборот будет необходимо использовать другие дороги, - сказал Кибин.

В течение 2007 года Департамент шоссейных дорог намерен провести реконструкцию моста, разработав предварительно соответствующий проект. Тем не менее, даже реконструкция моста "Дружба" не поможет справиться с планируемым уже на ближайшее будущее транзитом. Нужен еще один - новый - мост.

Немного о новом мосте

Недавно министр экономики и коммуникаций Эдгар Сависаар сказал:

- Весной мы договорились с министром транспорта России Левитиным по поводу строительства этого моста. План таков: три инвестора - ЕС, Россия и Эстония - объединят свои силы для его строительства.

По словам Сависаара, из-за политической "неувязочки" (имеется в виду эстонская преамбула к договору о границе и отзыв Россией своей подписи под текстом этого договора), интерес российской стороны к строительству нового моста несколько упал. Однако Сависаар выразил надежду, что намеченная на конец этого года встреча эстонских и российских экспертов все же состоится, тем более, в процесс вливается новая заинтересованная сила - ЕС.

Любопытно, что при подписании нового коалиционного договора Нарвского горсобрания (ГС) тема строительства нового моста также была затронута. Переизбранный председателем ГС Михаил Стальнухин признал, что от идеи расширения грузового транзита через Нарву и, соответственно, от нового моста в черте города придется отказаться. Несколько неожиданно, правда, прозвучало, что в случае строительства автомобильного моста в районе Рийгикюла, не исключен перенос и железнодорожного моста в другое место.

Официальные лица считают...

Напоследок предлагаем вам короткую подборку опубликованных ранее высказываний некоторых официальных лиц по поводу нарвского транзита (хронология высказываний здесь не соблюдается, поскольку особого значения не имеет).

Аго Сильде, уездный старейшина:

- Если сегодня мы не задумаемся о строительстве нового моста через Нарову, мы поставим тем самым знак "Стоп" всей эстонской экономике и развитию транзита. Надо понять, что новый нарвский мост необходим не только для торговли между Эстонией и Россией, но и для развития транзита между Западом и Востоком в целом.

- Сейчас через пропускной пункт Ивангород-Нарва проходит в среднем 350 грузовых автомобилей в сутки, а он рассчитан на сто машин. Естественно, создаются пробки, которые будут увеличиваться по мере роста перевалки грузов из ЕС в Россию через Эстонию, - сказал Сильде.

- Бизнес-круги прекрасно понимают необходимость строительства нового моста, потому что нагрузка на имеющийся мост через Нарову все время растет, и давно превысила все прогнозы, а это создает множество неудобств при перевозках транзита.

- Есть ли разница, кто хозяин этого камня - русская сторона или эстонская сторона? Самое главное: проблема в том, чтобы все-таки люди, туристические автобусы, легковые и грузовые машины могли быстро пересекать границу

Сергей Ястржембский, помощник президента РФ и его специальный представитель по вопросам развития отношений с Европейским Союзом:

- Идея очень хорошая, мост нужен, и вопрос строительства будет прорабатываться. Нет ничего невозможного

Арнольд Рюйтель, Президент Эстонской республики:

- Путин согласился с необходимостью строительства нового моста и сказал, что Россия будет участвовать в этом проекте со своим капиталом

Маргус Лейво, министр внутренних дел Эстонии (мэру Нарвы Тармо Таммисте на мосту "Дружба"):

- Что за безобразие! Какого черта, чья это дорога - городская?

Таммисте:

- Нет, это не моя дорога.

Региональный министр Яан Ыунапуу:

- Это нелогично, когда между двумя такими большими таможенными пространствами (ЕС и СНГ) такой узенький проход. Также ненормально, что машины должны ждать в Нарве, буквально на центральной площади. Это проблема не одной Нарвы, а всего Ида-Вирумаа и, более широко, вопрос развития всего эстонского транзита.

Тийт Вяхи, руководитель Silmet Grupp:

- Только идиот может говорить о расширении моста "Дружба". Это не проход между Эстонией и Россией, это проход между таможенными зонами ЕС и СНГ, мы должны смотреть на него как европейцы, а не как эстонцы.

Андрус Ансип, премьер-министр Эстонии:

- Для строительства проездного тракта нужен договор между Эстонской республикой и Российской Федерацией, поскольку объем и стоимость проекта очень велики, и вопрос не только в мосте, но и в ведущих к нему дорогах.

Айн Уйга, директор Департамента городского имущества и хозяйства Нарвы:

- До сегодняшнего дня Департамент дорог провел только один ремонт - в 1995 году. Тогда были восстановлены гидроизоляция и дорожное покрытие. Однако трещины в несущих конструкциях ликвидированы не были.

Вадим Густов, член Совета Федерации, Председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ, бывший губернатор Ленинградской области:

- Этот мост отжил свое - это было ясно уже в середине 90-х годов. Необходимо начинать строительство как можно скорее, и я могу заявить, что у России есть политическая воля на это.

Рихо Сырмус, гендиректор Департамента шоссейных дорог ЭР:

- Нет смысла строить новый мост, если не удается достаточно продуманно, с точки зрения логистики, спланировать действия по пересечению границы. Все процедуры должны происходить раздельно по зонам, а мост шлагбаумом разгораживать нельзя. Вопрос не в пропускной способности моста, а в том, что он используется в качестве парковки.

Аго Сильде, старейшина уезда Ида-Вирумаа:

- Важно отметить, что еще год назад необходимо было доказывать, что мост необходим, сегодня это уже все понимают и с большим интересом углубляются в данную тематику.

"Нарвская Газета"

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости