При заключении договора с зарубежным партнером о передаче в так называемую аренду своего тягача вместе с водителем, следует особое внимание уделить тому, кто будет организовывать работу вашего водителя.
Одним из существенных моментов договора между эстонской компанией-перевозчиком и западным партнером является организация работы с водителем, а именно: кто будет выдавать водителю рабочее задание, кто будет отслеживать его выполнение.
Как правило, при заключении подобных договоров применяются две схемы.
Первая - организацию работы водителя берет на себя чадный партнер. В этом случае логист партнера дает рабочее задание водителю перевозчика, объявляет ему маршрут движения, сроки подачи транспорта под погрузку, сроки доставки груза, адреса и наименования отправителя и получателя и прочие условия, которые необходимо знать при транспортировке груза. Он же и следит за процессом езды, маршрутом движения, оказывает помощь при поиске места назначения и т. д.
Вторая схема: логист фирмы заказчика направляет рабочее задание ответственному лицу фирмы-перевозчика, данные которого указываются в договоре, и фирма-перевозчик сама непосредственно осуществляет общение со своим водителем и контролирует процесс перевозки.
Преимущества чужого начальника
Плюс первой схемы состоит в том, что в этом случае снимается масса забот с перевозчика. Не нужно содержать собственного экспедитора-логиста. А это - экономия средств, либо экономия времени руководителя, если он сам выполняет функции экспедитора, что часто практикуется в небольших фирмах.
Однако данное решение хорошо в случае, если ваш водитель - надежный и опытный. Т. е. практика показала, что он исполнительный, добросовестно выполняет задания, имеет опыт работы на Западе, знаком со спецификой работы в этих странах, ориентируется в дорогах, городах, и, что важно, за ним не числится нарушений графика работы и отдыха.
Если же ваш водитель новичок как водитель-международник, либо с опытом работы, но на его счету масса нарушений, и практика работы с ним показала, что требуется постоянный контроль, то советуем применять вторую схему.
Если же западные партнеры настаивают на первом варианте, что случается достаточно часто, то в этом случае следует быть готовым к появлению возможных неприятных ситуаций. К сожалению, наши водители зарекомендовали себя на западном рынке не с лучшей стороны: неисполнительные, скандальные, распространены случаи хищения топлива. Поначалу такие факты удивляли западных партнеров, но они быстро научились обращать эти негативные явления в свою пользу, а именно: найти уловку, чтобы не заплатить перевозчику обговоренную в контракте сумму.
Не стоит сразу же винить водителя
При работе по первой схеме, можно получить звонок с жалобой на плохую работу водителя. Однако не спешите ругать своего водителя. Желательно, чтобы каждая претензия была оформлена в письменном виде, с каждой претензией следует разбираться: затребовать объяснительную водителя, тахографические карты. Все это он может переслать по факсу или электронной почте.
Часто бывает и так, что западный партнер создает искусственные преграды, мешая качественно и своевременно выполнить рабочее задание. Например, дает неправильный адрес или наименование отправителя/ получателя, или при погрузке вдруг выясняется про перегруз. Часто не принимается во внимание график труда и отдыха водителей, предоставляются в плохом техническом состоянии трейлеры или же на них не хватает документов и дорожных страховок.
Нередки и случаи психологического воздействия на водителя. "Ретивый" экспедитор забрасывает водителя sms-сообщениями или одолевает звонками с требованием немедленного ответа на следующие вопросы: "где находишься" , "почему не едешь" , "почему еще не на разгрузке/погрузке" и т.д. Понятно, что такая активность может привести к возникновению разных стрессовых ситуаций, в результате которых у фирмы-заказчика возникают претензии по поводу "плохой" работы перевозчика: нарушение сроков доставки, порча груза и прочее. В итоге оплата услуг перевозчика производится не в полном объеме, портятся отношения с водителем.
Держите ситуацию под своим контролем
Чтобы избежать подобных негативных моментов, фирме-перевозчику следует:
- быть в курсе всех проблем перевозки;
- не оставлять своего водителя без внимания. Ведь трудовой договор водитель заключал с перевозчиком, следовательно, он должен выполнять распоряжения своего руководства;
- в случае жалоб со стороны заказчика на действия водителя, проанализируйте их;
- если выяснилось, что жалобы представителя зарубежного партнера не имеют под собой основания, обратитесь к руководству фирмы заказчика с жалобой\претензией на действия их сотрудника и аргументируйте свои доводы;
- организуйте дело так, чтобы водитель регулярно отправлял вам по факсу или электронной почте отчеты о выполненных рейсах.