Уже в этом году на рынке разработки и проектирования беспилотных транспортных средств может появиться новый, полностью частный игрок, независимый от государственных бюджетных программ в этой области. После срыва контракта на запуск первого в России беспилотного грузовика от крупного автопроизводителя транспортная компания Traft объявила о запуске собственного подразделения по разработке технологий для беспилотных машин — Traft Lab.
В планах стоит адаптация для частично беспилотного управления серийного грузовика Hyundai Porter и разработка принципиально нового грузовика на этой же платформе. Первые эскизы автобота были анонсированы на закрытой встрече экспертов в рамках проходившей в сентябре международной выставке коммерческого транспорта Comtrans, после чего попали в сеть.
В московском офисе транспортной компании Traft, которая в августе этого года планировала запустить регулярные грузоперевозки на беспилотных грузовиках из Москвы в Санкт-Петербург и Краснодар, произошел срыв поставки беспилотника. Крупнейший отечественный автопроизводитель, еще в марте заключивший с Traft договор на разработку беспилотного грузовика, сорвал сроки, в результате чего первую перевозку, изначально запланированную на конец августа 2017 года, пришлось переносить. Однако производитель вернул всю предоплату за проект в обмен на право остаться анонимным для освещения конфликтной ситуации в СМИ.
После скандала Traft объявил, что компания сама займется открытой платформой, в рамках которой будет предоставлять автопроизводителям, разработчикам и другим партнерам в сфере самоуправляемых машин доступ к собственной интеллектуальной транспортной системе Traft-OnLine, которая будет выполнять для беспилотников функцию автоматического размещения и диспетчеризации заказов на перевозку (пассажирскую и грузовую).
«Сценарий беспилотных грузоперевозок включает в себя не только самостоятельное движение автомобиля, но и автоматическое получение им заказа со всеми параметрами и адресами», — говорит исполнительный директор Traft Артур Мурадян, выступающий руководителем и инвестором проектов в новом подразделении. «Автомобиль дистанционно получает заказ, заводится, подъезжает на склад для погрузки, после чего совершает рейс к точке выгрузки — это тот цикл мероприятий, к которым мы стремимся», — отметил А. Мурадян. «К сожалению, один из ведущих автопроизводителей нашей страны, взявшись на коммерческой основе переоборудовать наш грузовика на базе Хендэ Портер не справился с задачей, сорвал сроки и в итоге признал, что на данный момент инженерные мощности автогиганта до сих пор не позволяют реализовать требуемый нам уровень автономности. В итоге мы решили конфликт таким образом, что компания возвращает весьма солидный даже для крупных перевозчиков аванс на разработку, а мы не выносим его название в публичное поле, так как это серьезно подорвет его имидж, учитывая те государственные и частные проекты, в которых он уже занят», — добавил эксперт.
Напомним, что согласно разработанному в Traft техническому заданию, впервые анонсированному в СМИ в декабре прошлого года, по критериям, принятым в международной классификации SAE International из шести уровней, комплекс для беспилотника, который предоставляет перевозчику исполнитель, должен соответствовать второму уровню беспилотного управления по SAE и иметь технологическую основу для эффективной реализации третьего уровня беспилотного управления по SAE International. При «уровне 3» автомобиль имеет определенные режимы, в которых он берет весь процесс вождения на себя, но водитель в любой момент может взять контроль над транспортным средством в свои руки. Этот автомобиль может сам решить, когда менять полосу движения, и как реагировать на динамические инциденты на дороге, а водитель при этом выступает в качестве «резервной системы.
Для запуска нового подразделения Traft планирует нанять около 20 разработчиков и инженеров (по оценкам, затраты на этом могут составить до 15 млн рублей) и к концу года запустить специальный офис с лабораториями и тестовыми площадками в Москве на базе конструкторского бюро в НИТУ МИСиС. Для этого компания уже арендовала дополнительное помещение в своем центральном офисе в Москве площадью 1200 квадратных метров, которое собирается назвать «Traft Lab», добавили в компании.
О разработке новых собственных автомобилей под брендом Traft речи пока не идет: компания собирается работать в этой сфере примерно так же, как американский сервис по заказу поездок Lyft или Uber — использовать серийные автомобили автопроизводителей и предоставлять им свои технологии и ПО для управления грузоперевозками TRAFT-OnLine, дорабатывая транспортные средства до возможности их беспилотного управления. В качестве дополнительного направления в Traft также не исключают создание устройств, которые будут переводить обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания на электроприводы, тем более, что привлеченные в Traft инженеры из проектного бюро Onis уже имеют запатентованную систему подобной технологической адаптации. По мнению коммерческого директора Traft Андрея Савина, беспилотный грузовик на электроприводе будет еще более эффективным за счет кардинально лучшего крутящего момента и практически полным отсутствием расходов на обслуживание ходовых элементов.
Разработку беспилотного грузовика возглавит группа инженеров из конструкторским бюро Man & Technologies lab, созданным одним из старшекурсников МИСиС Михаилом Крапивным. Одну из разработок этого КБ, которую молодые ученые адаптируют и для Traft, Крапивной в июле лично презентовал президенту России Владимиру Путину в ходе выставки «Иннопром» в Екатеринбурге. Речь идет про вспомогательную систему помощи водителям беспилотных автомобилей в виде специальных 3D-очков.
Ранее Traft обсудил и заключил целую серию партнерств в этой сфере с Центральным научно-исследовательский автомобильный и автомоторным институтом «НАМИ», Московским Политехническим университетом, Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС». В качестве тестовых беспилотных автомобилей Traft использует ГАЗель «Next», Хендэ Портер и легковую Kia Ceed Pro, а для тестирования грузоперевозок с применением беспилотников компания построила специальный полигон в подмосковной деревне Шахово.