30-31 мая 2013 года прошла конференция «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург», основная тема которой была перевозки импортных автомобилей и комплектующих в контейнерах через портовые комплексы Северо-Запада России и страны Балтийского моря.
Сергей Семенов, директор по развитию Морстройтехнологии, рассказал, что, несмотря на ожидаемый рост рынка легковых автомобилей в России, для терминалов ситуация становится все сложнее. Импорт автомобилей стабилизировался на текущем уровне, и возможно, даже несколько снизится в связи с развитием российских производств. Потребность в импорте связана прежде всего с разнообразием модельного ряда на рынке - не все модели производятся в России и это порождает импорт.
Бурный всплеск импорта (максимум был достигнут в 2008 г. - импорт составил около 2 млн. единиц, включая подержанные автомобили) вызвал массовый рост терминалов в российских портах, преимущественно на Балтике. Однако с 2008 г. импорт сократился практически вдвое, и, в чем согласны большинство экспертов, присутствовавших на конференции, ситуация беспрецедентного роста уже не повторится.
На смену ей пришли новые, более жесткие условия конкуренции между терминалами. Ключевой задачей стала оптимизация существующих транспортных схем и предоставление максимально комфортных условий для клиентов.
Так, Морстройтехнология еще в 2012 году, в рамках одного из клиентских исследований, пришла к выводу о востребованности создания «южного морского входа» для автомобилей. Появление сборочных производств на юго-востоке Европы и в Турции, масштабные планы турецкого автопрома по экспорту автомобилей, в т.ч. и в Россию, создают новый грузопоток, для обслуживания которого необходим терминал в российском порту на Черном море. Подтверждением этому стало сообщение группы директора филиала ROLF SCS в г. Санкт-Петербург Антона Карабанова о планах компании открыть терминал в Новороссийске. Еще ранее, в апреле этого года об открытии новых маршрутов доставки автомобилей через порт Новоросcийск объявила компания Gefco. Стивидорные компании Новороссийска, в свою очередь, также подтверждают свои планы по развитию автомобильных терминалов.
Вместе с тем, балтийские порты остаются наиболее экономичным входом для машин, произведённых в Азии. Основным потоком через порты Дальнего Востока РФ остаются подержанные автомобили, хотя начаты и авторизованные поставки новых автомобилей на рынки Дальнего Востока и Сибири. В целом, угрозы для перевозок через порты Дальнего Востока в европейскую часть России все возрастают. Предложение дальневосточных портов для грузопотока в европейскую часть РФ конкурентоспособно только как комплексная услуга «перевалка+ж/д доставка». Однако дефицит современного вагонного парка и процессы, связанные с изменениями тарифного регулирования железнодорожного транспорта, составляют основные риски. Действовавший до 2013 года индивидуальный тариф (т.н. КИТ) на перевозки легковых автомобилей из портов Дальнего Востока пока еще сохранен до конца года, однако будет в дальнейшем рассматриваться и утверждаться Евразийской экономической комиссией.
Источник: http://www.morproekt.ru/