1
1

Цифровые логистические решения для российского экспорта через Alibaba.com

Разбираемся, как корректно оформить логистическую составляющую в профиле компании-экспортёра на крупнейшем китайском маркетплейсе

Олег Сковородников
Генеральный директор агентства цифровой трансформации DT Consulting
Ведущий курса Цифровая трансформация в логистике для MBA НИУ ВШЭ
Консультант Экспортного акселератора Удмуртии  

Маркетплейсы являются важной частью цифровой трансформации. Они меняют логистику и производство. По просьбе Экспортного акселератора Удмуртии я сравнил логистические возможности наших экспортёров-новичков с логистикой китайских экспортёров, давно у успешно продающих товары всему миру. Делюсь опытом.

2020 год, кроме пандемии, смело можно назвать годом российского экспорта. В стране работают десятки агентств поддержки экспорта и экспортных акселераторов. Предпринимателям реально помогают: обучают, дают наставников, компенсируют расходы на логистику, сертификацию, выставки и для них покупают премиум-аккаунты на Alibaba.com. Сотни компаний уже воспользовались этой услугой, к концу года будут тысячи. Все они заводят профайлы на Alibaba, наполняют их товарами, и ждут запросов на экспорт по примеру китайских коллег.

Немного истории

Alibaba исторически это китайская экспортная машина для оптовых продаж товаров из Китая в США и Европу, в 99% случаях с доставкой по морю из небольшого числа крупных портов на юго-востоке Китая. Китайцы привыкли продавать FOB Shanghai, а американцы привыкли покупать именно так. Для Штатов даже не сильно важно FOB Shanghai или FOB Guangzhou – с точки зрения доставки груза в New York разница не велика, главное FOB (китайцы привезут в порт, пройдут свою таможню и погрузят на борт). Фиксируем – большинство цен в Alibaba это цены FOB, и это удобно для Китая, Вьетнама, Тайваня и особенно Сингапура.

 

Решение для российских экспортёров

Но Россия, это совсем не Сингапур. Для нас FOB Санкт Петербург и FOB Владивосток это очень разные FOB с точки зрения цены и географии. Также разные они и для возможных покупателей, привыкших забирать товар из Шанхая.

Вместе с коллегами из Удмуртии мы внимательно анализировали возможности Alibaba для корректного и привлекательно позиционирования российской экспортной логистики. Исходили из следующих факторов:

  • цены на товар и доставку должны быть прозрачными и понятными для покупателей
  • внутрироссийская логистика сложна для иностранных покупателей
  • российские экспортёры должны быть готовы доставить товар на целевые рынки

С учётом этих трёх важных условий, предлагаю конкретные решения, как настроить логистику в профиле российской компании в Alibaba:

1. Поле цена
Это важнейшее поле, с которого начинается анализ вашего товарного предложения. Плохая идея – давать коридор цен (от до) и предлагать покупателям торговаться. Хорошая идея – указать сразу несколько колонок цен для разного количества товара и выбрать в качестве базового условия EXW (отгрузка с завода). Эта цена будет самой низкой, что само по себе хорошо. Любое другое решение по цене, привязанное к географии конкретного порта, будет путать покупателей. Представьте покупателя из Европы, который видит цену FOB Владивосток для товара, который производится в Ижевске.

2. Поле Port
В этом поле разрешено разместить 128 знаков. Рекомендуется указать город, где находится ваш завод, например, EXW Izevsk, далее FOB Sankt-Peterburg, Vladivostok, Novorossiysk, далее CIF (5 крупнейших портов целевых рынков, далее CIP (5 крупнейших городов целевых рынков). Такая формулировка этого поля сориентирует покупателя, где находится завод. Даст понять, что вы готовы привезти оптовую партию товара в российские порты, в крупнейшие порты целевых рынков мира и в крупнейшие города целевых рынков в Европе. Покупатель поймёт, что у вас есть опыт экспортной логистики и ему будет понятно сколько будет стоить товар с доставкой на его рынок. 

3. Сервис заказа образцов товара
Китайцы давно поняли, что никто не покупает товар оптом не получив образец. Специально для этого в Alibaba есть сервис по заказу образцов товара. Производитель может выбрать или FREE SAMPLES – в этом случае образец предоставляется бесплатно или указать специальную цену на образцы. Обязательно заполните это поле!

4. Поле Packaging (в Product description)
Скорее всего, ваш товар будет доставляться коробками, паллетами, контейнерами и машинами. Создайте удобную и понятную таблицу. Покажите вес и объём единицы товара, посчитайте, сколько единиц товара помещается на паллету и в контейнер. Это позволит покупателю самому скомплектовать заказ до выгодного к перевозке объёма.

5. Поле Shipping terms (в Product description)
Вот мы и добрались до логистики. Делим доставку на три или четыре части (доставка по воздуху актуально далеко не для всех товаров): 

  • BY SEA (CIF) (по морю до портов целевых рынков)
  • BY RAIL (FOB) (по железной дороге до Владивостока, Питера и Новороссийска)
  • BY ROAD (CIP) (на машине до городов целевых рынков)
  • BY AIR (DAP) (по воздуху, до аэропортов целевых рынков)

Далее нам надо показать покупателю, сколько будет стоить партия товара и его доставка. Делать это рекомендуется так: дублируем таблицу с ценами EXW, чтобы покупатель понимал, сколько стоит сам товар. Сразу указываем объёмные скидки. 

Далее три или четыре однотипные таблицы. В строках названия портов, городов или аэропортов целевых рынков. Оптимально 10 – 20 строк. Столбиков 5. Цена CIP-EXW для контейнера и единицы товара в контейнере; цена CIP-EXW для паллеты и единицы товара на паллете. Пятое поле – срок доставки в днях до указанного города.

FOB - free on board
Доставка в порт загрузки, таможня и погрузка на судно

CIF – cost, insurance, freight
Таможня, страховка и доставка в порт прибытия

CIP – carriage, insurance paid to
Доставка и страховка груза оплачена до

DAP – delivered at point
Доставка до конкретного аэропорта

 

О чём мечтается

Для китайских продавцов на Alibaba есть логистический сервис, который подключается к корзине и позволяет покупателям рассчитать стоимость доставки и заказать товар без какого-либо уточнения, как в интернет-магазине. Для товаров в России этот сервис не доступен. И именно этого хотелось бы пожелать нашим экспортёрам и логистам. Нет в Alibaba российского сервисного логистического партнёра с удобным цифровым решением. Поэтому приходится возиться с громоздкими таблицами. Надо делать. Мне понятно, как собрать такое решение и как его предложить китайским партнёрам. Осталось найти героев-логистов, которые не побоятся такой грандиозной задачи.

 

Цифровое решение для экспортной логистики

Большинство российских компаний на Alibaba имеют небольшой опыт экспорта. Для них и таможня, и сертификация, и международный фрахт, это области, в которых компетенций мало. Им нужен логистический партнёр. Желательно один. С хорошим сервисом и выгодными ценами. Дальше понятная цифровая задача. У завода-экспортёра есть корпоративная информационная система. В ней найдётся место для цен на логистику в форматах, указанных в таблицах выше. Поэтому первая задача – это API интеграция между заводом и логистической компанией. С большой вероятностью, обе эти компании будут работать в 1С и организовать обмен данными будет просто. Для дальнейшего удобства заводских логистов нужен калькулятор, в котором точка загрузки это всегда склад завода, а точка выгрузки – весь мир. Калькуляторы по отдельным видам перевозок давно существуют, но нет до сих пор удобного мультимодального решения в корпоративном формате. Оно пригодится и для экспорта, и для внутренних логистических задач. Разгрузит персонал от примитивных расчётов, избавит компанию и её покупателей от ошибок в стоимости доставки.

Вторая часть задачи несколько сложнее – надо разобраться с API Alibaba и научиться выгружать туда таблицы с ценами автоматически. Задача из числа экзотических, но решаемая. Нужен программист с хорошим опытом API интеграций и знанием английского. Вместе справимся.

В качестве заключения

Придут времена, когда экспорт сливочного масла из России снова превысит экспорт золота, как было при царе Николае Втором. Для этого нужно масло и быстрые, умные интерфейсы, которые позволят покупателям заказать товар с выгодной доставкой. Эти интерфейсы надо строить. Буду рад сотрудничеству с экспортёрами, которым такое решение пригодится для организации экспортных продаж, и с логистическими компаниями, чьи услуги нужны для наполнения решения данными и организации экспортных поставок.

 

Автор:

Олег Сковородников oleg@dtconsultung.ru

Буду рад обсудить тему статьи со всеми, кому интересна экспортная логистика

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости