С 1 апреля 2024 года расширился перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке. В него вошли рубашки, брюки, пиджаки, шорты, платья, юбки, костюмы, галстуки, верхняя одежда из искусственных тканей. Так как значительная часть импортируемой продукции маркируется на специальных таможенных складах, это увеличило нагрузку на соответствующую инфраструктуру и замедлило обработку товаров, из-за чего партии одежды нередко попадают на магазинные полки с опозданием.
Рост объемов маркировки требует быстрой адаптации складских операций и создания эффективных решений для сокращения издержек. Как участники рынка справляются с этими вызовами, рассказывает Константин Бондаренко, заместитель генерального директора BMJ-logistics.
Опыт маркировки: от обуви до одежды
Наша компания начала осваивать эту процедуру в период проведения эксперимента по маркировке обувных товаров в 2018 году. Сейчас все процессы отлажены, и каких-либо сложностей не возникает, так как принцип работы с новыми товарными позициями такой же, как с одеждой и обувью, которые уже маркируются.
В то же врем, с увеличением ассортимента товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке, спрос на услугу вырос в разы. Если раньше маркировалось около 35-40% поставляемой продукции (это товары категории «одежда» без учета обуви, которая маркируется полностью с 2020 года), то сейчас этот показатель вырос до 80-85%.
Увеличился и спрос на услугу сортировки. Многие fashion-клиенты, стараясь сократить затраты и сроки поставок, уже после таможенного оформления просят сортировать товары по магазинам или маркетплейсам, чтобы они уходили не на общий склад клиента, а сразу на конечные пункты. Чтобы не терять в скорости обработки и оперативно поставлять товары в торговые точки, многие ритейлеры ищут дополнительных поставщиков услуг. Таможенно-логистические операторы, в свою очередь, несмотря на рост собственных затрат, стремятся оптимизировать процессы и минимизировать увеличение стоимости услуг для клиентов.
Как компании справляются с растущими объемами?
Процесс маркировки сам по себе не изменился, однако возросший объем товаров требует большей производительности. Для автоматизированных компаний увеличение количества единиц может даже облегчить процесс, поскольку сокращается число операций по поиску и отбору маркируемых товаров. В стандартном режиме все процедуры, связанные с маркировкой, в зависимости от объема партии, характеристик товара и сложности обработки, при грамотно налаженных процессах занимают в среднем от 2 до 7 дней. Однако компании, работающие вручную, сталкиваясь с дополнительным объемом заказов, значительно теряют в производительности и вынуждены расширять штат сотрудников, чтобы избежать задержек.
При этом важно понимать, что маркировка — это только один из этапов. После получения DM товары должны пройти таможенное оформление и процедуру ввода в оборот, что также влияет на сроки поставки в торговлю. Консолидация всех этапов импортного процесса одним поставщиком услуг позволяет избежать задержек, связанных с взаимодействием разных участников цепочки, и сократить сроки доставки товаров до конечных точек примерно вдвое.
Параллельно с расширением перечня товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке, проводятся эксперименты по маркировке других товарных групп с высокой долей импорта, например косметики, бытовой химии, игрушек и электроники. При этом провайдеры учитывают рост спроса при планировании ресурсов, включая привлечение дополнительного персонала и доработку программного обеспечения.