Ограниченные темп развития рынка цифровых решений для АПК в России и спрос на них стимулируют отечественных разработчиков осваивать внешние рынки. В компании «Геомир» проанализировали перспективы экспорта российских цифровых продуктов для сельского хозяйства.
Несмотря на то, что рынок российских цифровых продуктов достаточно молод, он представлен порядка 50 компаниями-разработчиками. Вместе с тем, менее половины из них имеют реально работающие в производственной практике решения и успешные кейсы. Среди них: 6 разработчиков FMS-систем (систем управления производством), 7 создателей систем мониторинга техники, 5 производителей отраслевых конфигураций на базе 1С, 2 поставщика отраслевых решений для БПЛА и 2 разработчика рекомендательных систем на базе ИИ и нейросетей.
По словам генерального директора компании «Геомир» Ильи Воронкова, отраслевая специфика, высокий порог вхождения в это направление, консервативность агропромышленного комплекса и время, требуемое для тестирования нового продукта, делают рынок сельскохозяйственной «цифры» нишевым для большинства разработчиков программного обеспечения.
Несмотря на то, что российский рынок цифровых технологий в АПК еще только развивается, и реально работающих компаний-разработчиков не так много, для многих из них выход на зарубежные рынки является закономерным способом наращивания бизнеса.
«Рынок цифровых решений в российском АПК имеет свой ограниченный темп роста и спрос, поэтому для развития компаний и созданных ими продуктов экспорт за рубеж — необходимость, — рассказывает Илья Воронков. — Тем более, что размер и многогранность отечественного АПК делает разработанные здесь цифровые решения универсальными, подходящими для многих стран с большой средней площадью пашни как в России, так как в этом случае процессы и проблемы будут схожими, и адаптировать ПО для них не потребуется».
Наиболее привлекателен для экспорта отечественных цифровых разработок в АПК рынок стран СНГ, где уже реализуют свои решения порядка 20% российский компаний. В более отделённых регионах пока работают лишь единичные российские разработчики: прежде всего это компании, занимающиеся системами мониторинга техники или продуктами на базе 1С. Среди таких стран — государства Африки и Ближнего Востока. Также интерес для российских разработчиков представляет рынок Южной Америки (особенно Бразилия и Аргентина), однако здесь очень велика конкуренция, и пока в целом запуск российских цифровых проектов идет сдержанно во многих отраслях.
«Число компаний, экспортирующих цифровые решения для АПК, будет расти по мере развития самой отрасли и смещения спроса от простых решений к комплексным. При этом технологии, которые вырвутся в топ на рынке России будут востребованы и в мире, так как лидерство на таком большом рынке невозможно без качественного и эффективного продукта», — подытожил Илья Воронков.
Напомним, что с 2022 года компания реализует несколько контрактов, а также пилотных проектов в Эфиопии, Нигерии и ЮАР по внедрению АСУ «Истории поля», а в прошлом году подписала еще ряд соглашения с фермерскими ассоциациями стран Африки о тестировании и внедрении своих разработок.