Нужны ли роботы на складе: как автоматизировать логистику без лишних затрат

Роботизация складской логистики — уже не будущее, а настоящее. Увеличиваются темпы, объемы, обороты, и в ручном режиме с ними уже не справиться. Коммерческий директор BIA Technologies Александр Воловик рассказывает, как грамотно оптимизировать процессы и избежать ненужных затрат.

Будущее уже наступило

В середине марта 2024 года на крупном складе маркетплейса была представлена инновационная роборука для складских операций. Манипуляторы как таковые в складской логистике применялись и раньше, однако самое большее, что они могли — брать коробку конкретного размера и перемещать с конвейера на паллету. Сейчас технологии ИИ настолько шагнули вперед, что роборука может работать с коробками разного размера, самостоятельно определяя их габариты, также ее возможности распространяются и на комплектацию заказов. Она способна определить и взять с конвейера нужный товар, будь то джинсы, мобильный телефон или авторучка. При этом нейросеть, встроенная в роборуку, обучается в процессе работы: сталкиваясь с незнакомым предметом, она «осваивает» его, запоминает и впоследствии правильно определяет габариты.

Роборука наглядно показывает, что инновационное будущее уже наступило. Оно существует не только в прогнозах— это окружающая нас реальность. Лет через пять-десять такие технологические изобретения смогут выполнять более широкий круг операций.

Скептики могут возразить: сейчас в России есть только одна такая рука, и не исключено, что она так и останется интересным прототипом. Но достаточно вспомнить, что еще лет 10-15 назад в Москве почти не было складов класса А, а такого понятия, как логистический центр, вообще не существовало. Тогда никто и подумать не мог, во что превратится складская логистика сегодня. Точно так же и с роботизацией — это будущее, и оно уже наступает. Внедрять такие технологии необходимо уже сейчас, иначе есть серьезный риск уступить конкурентам, вместо того чтобы стать лидером рынка.

Драйверы автоматизации

Сейчас активное влияние на складскую логистику оказывают сразу несколько драйверов, стимулирующих развитие и внедрение высокотехнологичных решений.

Во-первых, в крупном ритейле стремительно растет объем грузопотока. Количество номенклатур увеличивается, что приводит к нехватке складских площадей. Как следствие, растет стоимость аренды и строительства складов: по сравнению с показателями пятилетней давности она выросла на 200-300%. К тому же изменился сам подход: если раньше склады часто строились в расчете на абстрактных арендаторов, то сегодня они возводятся под конкретных заказчиков.

Второй важный драйвер, обостряющий запрос на автоматизацию, — дефицит сотрудников. Если раньше при увеличении объема операций можно было просто нанять больше людей, то сейчас этот путь недоступен. С этим моментом сопряжен другой тренд: фонд оплаты труда значительно вырос. Зарплата линейного сотрудника на складе сегодня сопоставима с окладом менеджера.

Еще один драйвер — жесткая конкуренция. Крупные компании соревнуются за финальную цену на полке и скорость доставки из точки А в точку Б. Проигрыш в этой гонке чреват плохими отзывами и оттоком клиентов. Возьмем пример из реальной практики: две известные логистические компании, локальная и международная, несколько лет назад определили для себя разные приоритеты. Локальная сделала ставку на быструю сборку и быструю доставку заказов. Международная компания решила оптимизировать другие процессы. В результате в настоящее время локальная компания оказалась в более выигрышной позиции, поскольку вовремя уловила зарождающий тренд.

Еще 2-3 года назад доставка в течение часа считалась очень быстрой, но сейчас это уже слишком медленно — требуется доставлять заказы за 15 минут. Но чтобы в них уложиться, необходимо грамотно распределить складские ресурсы и оптимизировать все звенья логистической цепочки. Это невозможно сделать в ручном режиме, и здесь очень важно понимать: любая автоматизация и в последующем цифровизация на больших производствах и складах должна идти через цифровое моделирование, в первую очередь — через построение цифрового двойника.

Внедрять с умом

Любая автоматизация, внедрение инновационного решения — будь то конвейерная линия или роборука — всегда оборачивается серьезными инвестициями. Помимо самого оборудования, требуется большой штат специалистов технической поддержки, к тому же присутствуют и технические риски. И никогда заранее нельзя сказать точно, насколько та же робрука повысит эффективность работы, когда ее поставят на складе. Если, к примеру, на достаточно масштабном производстве выпускается всего 10 товарных номенклатур в стандартных коробках, то проще вместо роборуки и конвейерной линии поставить двух сотрудников: в итоге будет та же эффективность при гораздо меньших затратах.

Но если мы говорим о больших объемах обработки товаров, то без предварительного моделирования всех процессов очень сложно, а порой невозможно выстроить их оптимально и добиться максимальной эффективности. Взять ту же роборуку — прежде чем внедрять такое дорогостоящее устройство, необходимо посмотреть: какие операции ей будут доверены, насколько это разгрузит штат сотрудников и ускорит сборку заказов, как распределятся площади и т.п. После моделирования может оказаться, что инвестиции не окупятся или она и вовсе будет простаивать. Но возможно и обратное — посмотрев в цифровом двойнике, как это будет работать, вы увидите, что сможете увеличить обороты при меньшем штате сотрудников и затраты окупятся быстро. Или, к примеру, модель покажет, что робот нужен, но эффективнее его не купить и арендовать. Но каким бы ни было итоговое решение, после прогонки в цифровом двойнике оно будет приниматься не вслепую, а взвешенно — с учетом всех слагаемых и факторов влияния.

Конечно, цифровой двойник сам по себе тоже требует инвестиций, но он не обязательно должен охватывать все процессы на складе. Можно уменьшить бюджет, построив цифровой двойник отдельных процессов, причем любых — в складской логистике к самым критичным обычно относятся приемка, размещение и сборка. Тем цифровой двойник и хорош, что на него можно «наложить» склад как полностью, так и по частям, что делает цифровое моделирование доступным не только для крупного, но и для среднего бизнеса. Такое внедрение окупится в течение года, то есть за очень небольшой срок. При этом цифровой двойник поможет определить слабые звенья и даст ответы на вопросы «Что будет, если...». И тогда вы будете внедрять — или не внедрять — технологическое новшество с четким пониманием, что вам это даст.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

Запустили
телеграм-канал!

lt

Будьте в курсе самых свежих новостей и актуальных событий в мире логистики!

👉 Подписаться
на Телеграм-канал

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости