ИННОПРОМ-2023 побила все рекорды предыдущих 12 лет. 35 стран-участников, 60 российских регионов, более 1000 компаний. Выставка стартовала в сорокоградусную жару, что стало еще одним рекордом, но не помещало экспонентам представить свои разработки. Форум проходит под девизом: «Устойчивое производство: стратегии обновления». Открыли ИННОПРОМ премьер-министры трех стран: России, Беларуси и Казахстана.
Михаил Мишустин, Председатель Правительства РФ: «Мы видим, что интерес к российской экономике не только сохраняется, но и растет, несмотря на все попытки оппонентов отрезать нас от глобальных производственных цепочек, логистических маршрутов и финансовых систем. В этом году на выставке представлены свыше 1000 компаний из 35 государств».
Искусственный интеллект в производстве стал основным трендом главной промышленной выставки страны. Отечественные компании интегрируют во внутренние процессы аналитику больших данных, машинное обучение, роботизацию, дополненную реальность, интернет вещей, 3D-печать и облачные сервисы.
Александр Захаров, инженер ООО «ЛЭМЗ-Т» (Томск): «У нас есть разработки, как на основе искусственного интеллекта обучить систему слежения за транспортными потоками с выделением каких-либо групп машин: легковых, грузовых, автобусов. Это возможно реализовать не только для транспорта, но и в энергетике, в промышленности и в сельском хозяйстве. Например, на выставке ко мне подошел посетитель и попросил определить стадию созревания хлопка на полях. То есть, нужно облететь на квадрокоптере поля и с помощью видеосъемки оценить процент раскрытия коробочек, чтобы выяснить – можно собирать хлопок или нет».
Антон Кондрашин, технический специалист компании «СибКом Цифра» (Уфа): «Если раньше многие производства требовали ручной работы, составления отчетов, согласования и т.д., то полноценная автоматизация с внедрением облачных сервисов объединяет все подразделения предприятия в единую цифровую компанию. Становится меньше ошибок из-за человеческого фактора, документооборот становится электронным, мы сокращаем временные и денежные затраты».
Компания из Казахстана пять лет разрабатывала нейронаушники, которые помогают людям снять стресс. Стоит устройство 2 тысячи долларов. Звуки определенной частоты и микроразряды тока в области ушей расслабляют человека. Процедура занимает от 6 секунд до 3 минут. Сами разработчики сравнивают такую разгрузку нервной системы с приемом 50 граммов крепкого напитка. Такой своеобразный цифровой алкоголь. А вот российская компания разработала робота-помощника для водителей, который всегда трезвый, не даст заснуть человеку за рулем, а также поможет избежать опасных ситуаций. Умная камера сканирует на лице водителя до четырехсот точек, мгновенно анализирует данные и сообщает человеку об отклонениях. Искусственный интеллект разбудит пилота, если тот закрывает глаза или зевает, предупредит шофера о недопустимости курения за рулем и разговоров по телефону. Кроме того, IT-решение считывает дорожную обстановку перед автомобилем и предупреждает человека о появлении на пути пешехода, о съезде с полосы или о возможном столкновении с впереди идущим транспортом.
Дмитрий Журавлев, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»: «На выставке наибольшим спросом пользуется система контроля состояния водителя MONTRANS.DVR, система контроля работы топливозаправщиков, а также система обработки больших данных MONTRANS.ANALYTICS для обслуживания крупных автопарков. У нас есть уникальная возможность пообщаться с уральским регионом, а также с представителями иностранных компаний, которые пока не знакомы с российскими новинками.
В этом году на ИННОПРОМ приехали 400 китайский компаний. Наши соседи предлагают самые разнообразные товары: от лапши и галош до современных автомобилей и облачных сервисов.
Кевин Ванг, менеджер компании ECER, (КНР): «Екатеринбург - очень хороший город с богатой историей. У нас IT-компания и есть много продуктов. Мы хотим получить новых покупателей в России».
По данным Министерства транспорта России, к 2030 году все отечественные дороги должны стать цифровыми. Ну а пока родные просторы осваивают электромобили. Стоимость российского электрокара, примерно, на 30% дороже топливного одноклассника. Но как заверяют эксперты, купив электрическую машину, владелец сразу начинает экономить.
Василий Чеботарев, руководитель спецпроектов компании EVOLUTE: «Если человек проживает в частном домовладении, у него 1 кВт электричества стоит 2-3 рубля. В Иркутске, например, 1 кВт стоит 1 рубль. Это, можно сказать, вообще бесплатно. Сейчас есть неудобства для владельцев электрокаров. Это время заряда аккумулятора от 20 минут и выше, и на трассах недостаточно зарядных станций. Вот на этой машине я проехал из Москвы до Воронежа, а это 520 километров, без подзарядки. И это очень хороший результат».
Екатерина Мельниченко, специалист по развитию корпорации «ПСС» (Пермь): «В Пермском крае недавно было 600 электромобилей, сейчас уже 1600. Зарядных станций явно недостаточно. Во многих регионах России сейчас действует программа субсидирования, когда при установке таких станций на 150 кВт государство возвращает владельцам часть затрат».
По данным Правительства России, за последние 4 года отечественное производство выросло на 7%. Драйвером стал машиностроительный комплекс, автопром и сектор производства оборудования. Российские разработки выполняют программу импортозамещения и привлекают внимание зарубежных коллег.
Сергей Емшанов, руководитель направления систем управления транспортом АО «НПО автоматики» (Екатеринбург): «То, что сейчас актуально и импортозамещаемо - это наша разработка, автомобильный радар. Этот датчик обеспечивает безопасность движения. Можно определить, кто и с какой скоростью движется по дороге. Также можно обеспечить движение за впереди идущим транспортом. Например, впереди едет грузовик, а ты за ним встал и двигаешься с его скоростью. Обеспечивается безопасность и меньше устает водитель».
Игорь Елсуков, руководитель аналитического отдела ГК «МОНТРАНС»: «Посетители выставки обращают внимание на комплексный подход в реализации наших проектов. Сегодня прошла встреча с представителями посольства Египта. Их заинтересовали наши решения в области транспортной безопасности, в частности – видеоаналитика. Мы договорились о реализации в Египте нескольких пилотных проектов».
Самой привлекательной фотозоной ИННОПРОМА стал гоночный болид, собранный из деталей белорусского тракторного завода. В машине нет педалей и дна, так что передвигаться она может только на одной человеческой силе. В этом году Белоруссия стала страной-партнером по выставке. Соседи представили продукцию 125 предприятий, включая Минский автомобильный завод, «Гомсельмаш» и БелАЗ. В рамках форума страны подписали 17 импортозамещающих проектов. В том числе: выпуск микроэлектроники, производство лифтов и сборка легких двухмоторных самолетов. Всего заключено контрактов на 190 миллионов долларов. Кстати, все проекты на ИННОПРОМЕ-2023 заключались в иностранной валюте. Рубль пока не смог импортозаместить вечнозеленые деньги.