ИИ на трассе М-12: как «умная» инфраструктура меняет транспортную логистику России

Платформа оплаты на трассе М-12 с системой Free Flow и камерами распознавания номеров — решение «Автодора» для интеллектуального контроля трафика

На новом участке М-12 «Дюртюли — Ачит» заработала одна из самых технологически оснащённых автомагистралей страны. Благодаря системам ИИ, компьютерному зрению и «Свободному потоку», дорога становится частью цифровой логистической экосистемы.

М-12 как платформа: дороги нового поколения

16 июля 2025 года в эксплуатацию введён новый участок автомагистрали М-12 «Восток» — от Дюртюли до Ачита. Это не просто новая дорога длиной 275 километров, проходящая через Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область. Это — технологическая инфраструктура, оснащённая решениями на базе искусственного интеллекта и компьютерного зрения, созданными концерном «Телематика».

Магистраль уже стала частью крупнейшего транспортного проекта в стране, интегрированного в международный маршрут «Европа — Западный Китай». Развитие М-12 — стратегическая задача, поставленная на государственном уровне, и её технологическая начинка соответствует стандартам будущего.

«Свободный поток» как стандарт логистики

Центральная особенность новой трассы — технология Free Flow (Свободный поток): взимание платы происходит без остановки, благодаря интеллектуальной системе распознавания номеров, марки и класса автомобиля. Это не просто вопрос удобства — это оптимизация логистики: снижение времени в пути, минимизация аварий и сокращение углеродного следа.

По оценке оператора трассы, это решение позволяет повысить пропускную способность участков, а снижение средней аварийности достигает трёхкратного уровня.

Интеллектуальная безопасность в режиме 24/7

Новый участок оборудован автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД), которая включает:

  • 242 видеокамеры,

  • 71 транспортный детектор,

  • 7 метеостанций.

Вся система работает в реальном времени: предупреждает водителей о погодных изменениях, дорожных работах и других инцидентах. Это не просто «глаза» дороги — это активный элемент предиктивной логистики.

Техническую поддержку цифровых решений до 2048 года осуществляет компания «Единый оператор» (входит в концерн «Телематика»), обеспечивая бесперебойную работу цифровой инфраструктуры на каждом километре.

Цифровая трансформация инфраструктуры

Как отметил генеральный директор «Единого оператора» Марсель Нигметзянов, М-12 и её интеллектуальные элементы формируют «новую экономику мобильности». За время эксплуатации подобных систем по всей сети «Автодора» было выявлено более 800 тыс. инцидентов, десятки тысяч из которых — предотвращены.

Это не просто статистика — это аргумент в пользу массового внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на национальном уровне.

 

Открытие участка «Дюртюли — Ачит» подтверждает курс России на масштабную цифровизацию транспортной инфраструктуры. М-12 становится не только магистралью федерального значения, но и примером того, как новые технологии способны трансформировать логику перемещения людей и товаров, повышая эффективность логистики и уровень безопасности.

Справка:

  • Протяжённость участка: 275 км
  • Регионы: Башкортостан, Пермский край, Свердловская область
  • Технологии: ИИ, компьютерное зрение, Free Flow, АСУДД
  • Оператор ИТС: «Единый оператор» (до 2048 года)

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости