Логистика на пороге перемен: введение «Гослога» станет катализатором трансформации рынка грузоперевозок

Обязательное присутствие участников рынка логистики в едином реестре экспедиторов и переход на электронный документооборот могут привести к закрытию бизнеса до 15% перевозчиков. О том, как нововведения повлияют на цены и качество услуг в отрасли, рассказала исполнительный директор транспортной компании КИТ Ирина Миронова.

— Как вы оцениваете введение реестра «Гослог», какие плюсы и минусы в этом есть для участников отрасли?

— На самом деле, мы ждём введение реестра и внедрение обязательного электронного документооборота достаточно давно. Тестирование в рамках цифровизации проходит уже около трёх лет, и мы тоже участвуем в этих подготовительных мероприятиях.

Крупные федеральные игроки, включая нашу компанию, полностью поддерживают данное решение. Преимуществ для отрасли несколько: создание единой базы данных позволит всем участникам видеть реальное положение дел, появятся инструменты для защиты интересов добросовестных перевозчиков от недобросовестной конкуренции, повысится качество услуг за счёт выхода на рынок более надёжных игроков. Кроме того, мы надеемся на упрощение взаимодействия с государственными органами и снижение рисков для заказчиков при выборе перевозчиков.

Однако пока не хватает конкретики. В первую очередь должна произойти цифровизация экспедиторов как ключевых игроков рынка. Но пока достаточно размыты понятия о том, кто такой экспедитор, перевозчик и курьер. Поэтому те, кто не хочет «обеляться», будут считать себя перевозчиками или курьерами. Для постепенной реализации этого перехода совершенно точно нужны пояснения и рекомендации от Минтранса и ФНС. При этом самим участникам рынка тоже необходимо активно участвовать в этой работе.

— Какие мероприятия необходимо провести логистическим компаниям в своих процессах для перехода на новый формат? Серьёзные ли расходы придётся понести перевозчикам? Какие есть сложности? Ожидает ли бизнес повышение налоговой нагрузки?

— Для успешного перехода на новый формат работы с унифицированными электронными документами логистическим компаниям предстоит провести комплексную модернизацию своих бизнес-процессов.

В первую очередь необходимо провести аудит существующих процессов документооборота и определить точки интеграции с новой системой. Компаниям потребуется внедрить современные информационные системы, способные работать с электронными документами, включая транспортные накладные и экспедиторские расписки.

Также будет необходимо настроить программное обеспечение и получить необходимые электронные подписи для всех участников процесса. Ключевым этапом станет обучение персонала работе с новыми системами. Необходимо организовать тренинги для сотрудников, ответственных за оформление документов, чтобы они могли эффективно использовать электронный документооборот.

Потребуется пересмотреть и обновить договорные отношения с партнёрами, включив в них новые условия работы с электронными документами. Важно заранее согласовать с контрагентами порядок взаимодействия в новой цифровой среде.

Несмотря на необходимость определённых вложений, переход на электронный документооборот принесёт существенные преимущества. Сократятся временные затраты на оформление документов, минимизируются ошибки, улучшится контроль над процессами. В долгосрочной перспективе это позволит повысить эффективность работы и конкурентоспособность компаний на рынке.

— Как нововведения повлияют на доступность перевозок и цены на них?

— Введение реестра «Гослог» и переход на электронный документооборот, безусловно, окажут комплексное влияние на рынок грузоперевозок.

Сначала часть перевозчиков будет адаптироваться к новым требованиям или вовсе покинет рынок. Однако это временное явление, которое быстро компенсируется за счёт повышения эффективности работы крупных участников рынка.

Что касается цен на грузоперевозки, здесь также ожидается переходный период с некоторой корректировкой тарифов. Транспортные компании будут вынуждены закладывать в стоимость услуг расходы на внедрение новых систем и процедур. Однако эти изменения не будут критичными для конечного потребителя.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе мы увидим положительные изменения. Повышение прозрачности рынка и выход на первый план профессиональных перевозчиков приведёт к оптимизации логистических цепочек и снижению издержек. Это создаст предпосылки для стабилизации цен на грузоперевозки при одновременном повышении качества услуг.

— Какие грузоперевозчики столкнутся со сложностями после введения «Гослога», сколько могут уйти с рынка?

— По нашим оценкам, в течение первого года после внедрения с рынка может уйти 10–15% игроков, преимущественно тех, кто не сможет соответствовать новым стандартам. Однако это создаст условия для более цивилизованной конкуренции и роста качества услуг в отрасли.

В любом случае эти нововведения — это шаг к прозрачности и порядку в отрасли, но его реализация потребует времени и ресурсов со стороны бизнеса. Ключевой задачей для компаний станет гибкость и готовность к изменениям.

Фото Пресс-служба ТК КИТ

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости